Захарова Светлана
Формирование азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данные методические разработки посвящены проблеме формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Методические разработки предназначены для педагогов детских садов. Также методические разработки могут быть интересны студентам педагогических ВУЗов и СУЗов и родителям, заинтересованным в развитии финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
Содержание
Введение…. …4
Аналитическая часть. Теоретические основы проблемы формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…. …. …. 7
§1. Теоретическое обоснование необходимости и возможности формирования азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста…. …. 7
§2. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности….…. 10
Практическая часть. Описание методических разработок по проблеме формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…. ….13
Заключение…. …. 20
Введение
Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Обучение финансовой грамотности дошкольников сегодня является абсолютно новым направлением в области дошкольной педагогики и является предметом специальных исследований. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства? Авторами парциальных программ по экономическому воспитанию дошкольников предлагаются разные средства: игровая, элементарная трудовая, познавательная деятельность, общение.
На наш взгляд, одним из эффективных средств формирования азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
Однако на практике мы столкнулись со следующими противоречиями:
- между наличием методических материалов по формированию основ финансовой грамотности дошкольников и недостаточной разработанностью игр, направленных на решение данной задачи;
- между возрастной потребностью дошкольников в игровой деятельности и недостаточными условиями для организации игр экономической направленности;
- между необходимостью систематического применения игр, направленных на формирование у детей основ финансовой грамотности, и недостаточной компетентностью воспитателей по использованию данных игр в образовательной деятельности.
Цель нашей работы – выявление эффективности игровой деятельности в формировании азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование разных видов игр экономической направленности в процессе формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: игровая деятельность будет эффективным средством формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста при условии систематического использования в образовательном процессе разных видов игр экономической направленности.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Создать необходимые условия для формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Разработать авторские дидактические игры экономической направленности для детей старшего дошкольного возраста и апробировать их в образовательной деятельности.
4. Выявить эффективность игровой деятельности в формировании азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игровой деятельности в формировании у дошкольников азов финансовой грамотности.
Предполагаемый результат: повышение уровня финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Творческая новизна нашей работы состоит в разработке и апробировании на практике авторских игр экономической направленности для детей старшего дошкольного возраста, создание рекомендаций по использованию игровой деятельности в формировании у дошкольников азов финансовой грамотности для педагогов ДОУ и родителей детей дошкольного возраста.
Основы финансовой грамотности – это полезная, но всё же сухая и скучная теория. Большинство программ экономического воспитания дошкольников в качестве основного предлагают игровой подход, поскольку игра - это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир, в игровой форме дети знакомятся и с основными экономическими понятиями. Наибольшее распространение в экономическом образовании детей дошкольного возраста получили дидактические игры («Материальные потребности», «Какие бывают доходы», «Для чего нужны деньги», «Наличная сумма или сдача» и др.); сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры («Биржа», «Семейный бюджет», «Ярмарка», «Аукцион» и др.). Особый интерес вызывают у детей интеллектуальные игры и развлечения, где они решают познавательные практические, игровые задачи.
Проблеме формирования азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности посвящены работы Е. А. Курак, Л. А. Михиревой, А. Н. Орешиной, А. А. Чекиной, Л. С. Барсуковой, И. А. Беляевой, М. А. Гусевой, Л. Г. Киреевой и других. По мнению авторов, потребность применения игры в качестве формирования финансовой грамотности детей в дошкольный период определяется рядом причин:
– игровая деятельность естественна для дошкольника;
– освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет не так быстро в силу возрастных особенностей дошкольников (недостаточная устойчивость, произвольность внимания, наглядный тип мышления, быстрая утомляемость, неусидчивость);
– нехватка мотивации.
Именно игры дают возможность справиться со всеми трудностями и прийти к результату. Тематика таких игр может быть очень разнообразной:«Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр. В сети Интернет педагоги-практики предлагают самые разнообразные игры экономической направленности: «Бюро добрых услуг», «Универсальный магазин», «Банк» и др. Однако в большинстве случаев не дается подробное описание этих игр, что затрудняет их активное применение в практической деятельности, особенно тяжело ориентироваться в этих играх начинающим педагогам.
Описание методических разработок по проблеме формирования азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
С 2019 года в детском саду реализуется парциальная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Е. В. Семенковой, Л. В. Стахович,Л. Ю. Рыжановской. Данная программа была выбрана в связи с тем, что к ней имеется полный комплект методического обеспечения, в том числе и сборник «Играем вместе». В сборнике представлены подробные разработки основных видов игровых занятий : игр-соревнований, игр-обсуждений доступных детскому пониманию ситуаций, сюжетно-ролевой игры и комплексной игры.
Для организации с детьми полноценной игровой деятельности экономической направленности данных разработок оказалось недостаточно.
В связи с этим мною была поставлена задача разработать и апробировать авторские дидактические игры экономической направленности.
При разработке дидактических игр, направленных на развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, я стремилась учесть основные теоретические положения авторов трудов по экономическому воспитанию дошкольников, методические рекомендации Министерства образования РФ и наиболее результативные методические предложения педагогов-практиков по данной проблеме.
При разработке дидактических игр я руководствовалась следующими принципами:
- принцип доступности – включение в содержание игры приобретенных детьми знаний и умений;
- принцип занимательности – занимательность игровых заданий, вовлекающая детей в игровую деятельность и вызывающая у них желание и стремление к достижению качественного результата;
- принцип полезности – получение не только положительного результата с точки зрения познавательного и экономического развития детей, но и практической пользы в виде понимания «финансовой терминологии» в повседневной жизни;
- принцип наглядности - яркий, соответствующий содержанию игры и эмоционально привлекательный наглядный материал.
Мною разработано:
- 9 дидактических игр («Хочу-надо», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?», «Маленький финансист», судоку «Старинные деньги», игра с фонариком «Угадай что в кошельке» и другие);
- 3 компьютерных игры («Говорим о финансах с Крошкой Енотом», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером»);
- 1 сценарий квест-игры («Сокровища Фикси-шкатулки»).
Каждая игра содержит программное содержание и подробное описание. Все игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, направленное на решение задач формирования у дошкольников основ экономических знаний.
Игры были созданы в соответствии с темами разработанных мною перспективных планов по реализации содержания программы «Азы финансовой культуры для дошкольников». В них закрепляются представления детей о мире экономических явлений, бережливости, трудолюбии, хозяйственности, о накоплении и полезных тратах, о планировании.
В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции.
Использование игр предусматривает последовательное изучение материала с дошкольниками от темы к теме. Такой подход помогает сформировать у детей необходимые знания на каждом этапе воспитательно-образовательной работы по курсу финансовой грамотности и подготовить их к освоению следующей темы.
Современные дети любят играть в интерактивные игры. С их помощью процесс обучения финансовым премудростям становится более привлекательным и захватывающим.
Апробация авторских игр проводилась с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 56» города Глазова на протяжении 2 лет.
В ходе практической деятельности мы убедились, что разработанные игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить детям, что любой товар имеет свою цену, одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле, жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. В игровой деятельности подвожу детей к тому, что сегодня деньги имеют особую важность. Они осуществляют разные функции: во-первых, это средство платежей, благодаря деньгам можно оплатить товар, услугу; во-вторых, это оценка труда людей, выдается в виде зарплаты; в-третьих, это средство создания накоплений. Все деньги, которые являются результатом трудовой деятельности, называются доходом.
Усвоенные в процессе дидактических игр знания и умения дети стали переносить в сюжетно-ролевые игры. Играя в профессии, они постигали смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаясь» экономике. Во время ролевых игр я старалась ставить перед детьми нестандартные задачи, которые направлены на формирование у них компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения проблемных ситуаций. Например, во время игры «Супермаркет» был подложен товар с браком, и никто его не покупал. Перед детьми был поставлен вопрос: как продать товар с браком? Совместно нашли выход – если брак незначительный или его можно устранить, то такой товар можно продать со скидкой.
Ситуации для обыгрывания можно взять из окружающей нас жизни, из литературных произведений, мультфильмов, из рассказов людей, из средств массовой информации и др. Разные виды ситуаций представлены в сборнике авторов программы «Азы финансовой культуры для дошкольников». При создании методической копилки, мы с детьми узнали, что есть много современных мультфильмов по «финансовой грамотности», такие как: «Фиксики-Деньги», «Профессор Почемушкин», серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы» и т. д. Содержание данных мультфильмов дети также стали отражать в своих играх.
Совместно с детьми и родителями были созданы необходимые условия для развертывания таких игр, как: «Супермаркет», «Сбербанк», «Почта», «Детское кафе».
Используя технологию «Мастерская», рекомендуемую авторами программы «Азы финансовой грамотности», я приобщила родителей и детей к совместному изготовлению игровой атрибутики : банкомат, атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошельки.
Для использования в качестве игровой атрибутики родители подарили много вещей, которые уже вышли из массового употребления: кассовый аппарат, счеты, калькуляторы.
Раз в год устраиваем «Ярмарку профессий» - игру по станциям. На каждой станции дети выполняют задания экономического содержания: решают ребусы, отгадывают загадки и другие. За правильные ответы получают жетоны, затем обменивают их на деньги и покупают желаемый товар на ярмарке.
Детям очень понравилась квест-игра. У квест-игры могут быть разные цели: закрепить основные понятия по конкретной теме из курса финансовой грамотности или обобщить знания по нескольким темам. Во втором случае квест-игра выступает как диагностический инструмент, с помощью которого можно провести мониторинг освоения дошкольниками программы по финансовой грамотности. Поэтому квест-игру можно проводить после того, как дети изучат отдельную тему или в конце годового курса. В соответствии с этим задания могут охватывать содержание одной или нескольких тем.
Как показала практика, оптимальное число заданий для дошкольников – 6–10. Задания должны быть разнообразными, включать различные виды деятельности. Оформить каждое из заданий можно в виде ребуса, шифра, пазла, творческого задания, задания-опыта, лабиринта. Также важно продумать переходы от одного задания к другому. Для этого можно использовать в ходе квест-игры разные методические приемы: словесные, игровые и наглядные. Повысить интерес детей к игре помогает реквизит, например, коробочки, шкатулки, различные механизмы. Можно написать задания на отдельных листочках или использовать картинки и спрятать их в тайниках – «станциях», чтобы участники сами искали каждое задание. Чтобы внести элемент соревнования в игру, участников лучше разделить на группы.
Мною составлена картотека примерных заданий для квест-игры по итогам изучения с детьми следующих тем: «Как придумали деньги», «Как деньги попадают в наш дом. Трудовая денежка всегда крепка», «Потребности и желания», «Какие города изображены на денежных купюрах». Данные задания помогут закрепить у детей представления о таких понятиях, как: работа, заработок, профессия, деньги, кошелек, копилка, монета, купюра, покупка, продажа, товар, услуга, обмен, цена, личные деньги, сбережения, трудиться, сберегать, копить, экономить.
Мною составлен конструктор для квест-игры по финансовой грамотности и подготовлены рекомендации для воспитателей и родителей по составлению сценария этого вида игры.
Практика показала, что квест-игру с дошкольниками лучше проводить в помещениях детского сада, так как для выполнения заданий нужен бывает мелкий реквизит и работать с ним на улице детям неудобно. Важно заранее определить, где будут находиться станции в помещении, чтобы дети свободно перемещались по маршруту небольшими группами и выполняли задания. Для этого можно задействовать игровые уголки и зоны, например «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская», «Заправка».
Обязательный атрибут квест-игры – карта. Чтобы оформить ее, лучше использовать ватман. Тогда изображения на нем получатся крупными, и дошкольникам будет удобно ориентироваться по карте. На ватман необходимо нанести все точки маршрута и назвать их. Названия лучше использовать игровые, необычные, например, «кафе у Бабы-яги», «магазин Старухи Шапокляк». Названия можно дополнить рисунками по теме. Если по сценарию дети следуют по маршруту по готовой карте, то можно оставить ватман целым. Если одно из заданий – собрать карту из отдельных частей, можно разрезать ватман на части.
Если сценарий квест-игры предусматривает участие сказочных персонажей или представителя конкретной профессии, необходимо заранее решить, кто возьмет на себя эту роль. Это может быть другой педагог, помощник воспитателя или кто-то из детей или родителей. Также в качестве персонажа можно использовать игрушку и от ее лица обращаться к участникам игры, разъяснять задания.
Пропагандирую использование игр экономической направленности в семейном воспитании. Используя технологию «Клубный час», рекомендуемую авторами программы «Азы финансовой грамотности», я знакомлю родителей с разными видами игр экономической направленности, объясняю цели и задачи этих игр, как руководить процессом игры, на что обращать внимание детей.
Хочется отметить такую эффективную форму работы по взаимодействию с семьей, как игротека. В ней удачно сочетаются теория (консультация для родителей по теме игротеки, которая обычно проходит в начале мероприятия) и совместная игровая деятельность. Провели совместные с детьми и родителями викторины «Угадай профессию», «Разумные траты сказочных героев», викторину с использованием интерактивной игры «Умники и умницы».
Разработанные мною игры помогают достичь желаемого результата – возникновению у детей устойчивого интереса и желания изучать финансовую грамоту дальше. В игре дети бывают настолько увлечёнными, что даже не осознают, что получают какие-то знания и учатся культуре общения и поведения.
Наблюдая за детьми, мы с родителями отмечаем, что в словаре детей появились новые слова в повседневной жизни, в игре (доход, валюта, купюра). Родители отмечают, что дети стали разумнее подходить к выбору покупки, с ними стало проще договариваться. Дети стали понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье, что деньги – это результат труда. За работу родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию, все эти деньги формируют семейный бюджет. У детей появился познавательный интерес к темам «История возникновения денег», «Валюта разных стран» и т. д.
Анализ данных педагогической диагностики за 2 года показал положительную динамику в формировании финансовой грамотности дошкольников.
Результаты освоения детьми
программы «Азы финансовой культуры для дошкольников»
2019-2020 уч. год 2020-2021 уч. год
Уровень финансовой грамотности детей (%) Уровень освоения программы (%)
Уровень финансовой грамотности детей (%) Уровень освоения программы (%)
в-27 77,5 в-40 86,5
с-50,5 с-46,5
н-22,5 н-13,5
в - высокий уровень, с – средний уровень, н – низкий уровень
Сравнительный анализ полученных данных финансовой грамотности дошкольников позволил сделать следующие выводы:
- на 9% улучшились результаты освоения программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» в 2021 году по сравнению с 2020 годом,
- количество детей с высоким уровнем финансовой грамотности выросло на 13%, на 9% уменьшилось количество детей с низким уровнем финансовой грамотности.
Всё это свидетельствует об эффективности использования в образовательной деятельности разработанных мною игр экономической направленности.
Мой опыт работы по развитию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности успешно распространяется на городском и республиканском уровне, был представлен:
- на городском методическом объединении на тему «Азы финансовой грамотности» (2020г.);
- на XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений», с изданием электронного сборника материалов (2021г.);
- на IX Межрегиональном этапе Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций 2022 (победитель стендовой презентации).
- на семинаре в МБДОУ «Детский сад №55», «Детский сад №56» на тему «Азы финансовой грамотности» (2022г.)
- на семинаре в ИПК и про город Ижевск на тему «Реализация программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» в условиях дошкольной образовательной организации» в рамках курсов повышения квалификации «Экономическое образование дошкольников : формируем основы финансовой грамотности» (2022 г.)
- на ежегодной августовской Республиканской педагогической конференции на тему: «Образование 21 века : цели, ценности, смыслы». (2022г.)
- на всероссийском методическом семинаре «Проекты и практики: повышение финансовой грамотности в детском саду», Ассоциация развития финансовой грамотности (АРФГ, г. Москва, (2022г.)
По просьбе коллег в нашем детском саду была организована «Школа наставничества», которая работает в течение всего учебного года. Я являюсь ее руководителем. На заседаниях мы рассматриваем вопросы финансового воспитания, интересующие воспитателей, родителей, разучиваем игры, обмениваемся мнениями, разрабатываем практические материалы, решаем проблемные ситуации.
Заключение
Сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция. Формирование азов финансовой грамотности оказывает благоприятное воздействие на дошкольников. Во-первых, дети видят жизнь в действительности, какая она есть, во-вторых, у детей развивается экономическое мышление, коммуникабельность, грамотность и, наконец, в-третьих, развивается личность. Имея свои карманные деньги в школьном возрасте, дети смогут
грамотно ими распорядиться.
Игровая деятельность дает возможность более эффективно, качественно достичь желаемых положительных результатов. Использование игр является самым основным, ключевым и результативным приемом обучения.
Разработанные мною игры экономической направленности способствуют повышению уровня развития финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Мой опыт работы показывает, что наибольшая результативность в формировании у детей азов финансовой грамотности в игровой деятельности достигается при нескольких условиях:
- когда ведется систематическая работа в данном направлении в содружестве педагогов и родителей воспитанников;
- когда поддерживается интерес к теме финансов через разнообразие игр;
-когда соблюдается принцип минимизации и пошагового введения нового экономического материала через игры разной сложности.
Представленный материал технологичен – может быть использован педагогами детских садов, студентами педагогических ВУЗов и СУЗов, а также родителями, заинтересованными в развитии финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Отдельные игры могут быть интересны учителям начальных классов, при подготовке внеклассных мероприятий.