Светлана Роганова
«Форма организации творческой деятельности детей с ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать
Проблема организации системы психолога - медика - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают на-рушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Публикация «„Форма организации творческой деятельности детей с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одной из актуальных социально-экономических и демографических про-блем современного российского социума является включение детей с ограни-ченными возможностями в общество. Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможно-стями является праздник.
Здесь необходимо решить две основные задачи:
- создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными на-рушениями реализовать себя, помогут стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми;
- помочь окружающим- педагогам, членам семьи, соседям школьникам – принимать, уважать детей с когнитивными нарушениями, доброжелательно от-носиться к ним, ценить их возможности и способности.
На данное время в структурном подразделение Детский сад «Гнёздышко» II корпус функционирует.
2-е разновозрастные группы.
I – ая группа – II – ая младшая средняя (от 3-5лет).
II группа – старшая подготовительная (от5 до 7лет).
Тема: форма организации творческой деятельности с ОВЗ очень актуаль-на для нашего ДОУ, т. к. на период 2011-2013гг. детский сад посещает большое количество детей с ОВЗ. В заключении ПМПК наших детей стоят диагнозы (ЗПР, ЗПРР, ОНР. ДЦП). В 2010г во II-й мл. средней группе детей с ОВЗ составило - Х% (20-25%).
Для этих детей были разработан дневник (наблюдений), с памяткой для воспитателя. Цель дневника состоит в том, чтобы дать родителям полную информацию об событиях и заня-тиях, которыми была наполнена жизнь ребенка в течение дня. Это нужно для того, чтобы они могли:
- поговорить с ребенком об этих событиях
- сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленности о ней, поддерживать эмоциональную связь с ребенком. Когда ведется дневник наблюдений.
Обязательное.
1) Наблюдение ведется в течение 7-9 дней, после поступления ре-бенка с ОВЗ в группу (может продлиться 21 день).
2) Перед прохождением ребенка с ОВЗ ПМПК (медика - педагоги-ческой комиссии)
Также составляется индивидуальное портфолио на каждого ребенка с ОВЗ.
Портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка с ОВЗ за определенный период
Множество мероприятий, – которые позволили решить многие образователь-ные и коррекционные задачи.
В течении двух лет пребывания в группе дети с ОВЗ участвовали в праздниках, организуемых в соответствии с традиционной тематикой, принятой в дошколь-ных учреждениях: «Новый год», «Мамин праздник», «День рождения». В пер-вый год обучения проводились такие праздники, как «Веселые старты», «Скоро лето», а во второй – «Праздник урожая», «Масленица», с детьми были подго-товлены инсценировки сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Снегурочка».
Вся работа состояла из трех этапов: подготовительный - проведение праздника – закрепление впечатлений.
Подготовительный этап:
1) разработка сценария: предметно игровые действия, движения под музы-ку, элементы театрализованных и сюжетных игр.
2) создание предметно – развивающей среды: театральная атрибутика, му-зыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, дудки); звучащие игрушки; предметы и игрушки по тематике праздника (елка, елочные украшения, «снежки»; цветы, флажки, ленточки; мягкие игрушки, куклы, куклы-марионетки); игрушки для проведения подвиж-ных, сюжетных игр; предметы для «сюрпризных моментов» (подарки для детей и родителей, новые игрушки); аудиозаписи (классическая музыка, звуки живой и неживой природы, детские сказки и песни);
3) подготовка детей к празднику на коррекционно-педагогических занятиях;
4) участие всех специалистов занимающихся с детьми в группе (логопед, музыкальный руководитель);
5) работа с родителями (они готовили костюмы, подарки, разучивали с детьми стихи, песни и т. д.).
На первом этапе большое значение придается формированию у детей мотива-ции к положительному взаимодействию со сверстниками и закреплению программного материала в процессе занятий. Сначала подготовка к празд-нику осуществлялась индивидуально, затем на занятиях в «малой группе» и только потом на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях логопеда устанавливались доверительные отношения с ребенком. После того как дети начинали с желанием выполнять предметно-игровые действия с педагогом, их включали в «малые группы» (два ребенка примерно с одинаковым уровнем психофизического развития, в кото-рых у них формировали интерес к сверстнику, к совместным предметно – игро-вым действиям, прививали навыки положительного взаимодействия друг с дру-гом (умение находиться рядом, не мешать друг другу, действовать по очереди, меняться игрушками, сопровождать действия по очереди, меняться игрушками, сопровождать действия доброжелательными жестами, мимикой, словами и т. д.).
Подгрупповые занятия начались с музыкального воспитания и развития движений, затем детей знакомили с окружающим, развивали речь, обучали иг-ре, чуть позже – стремились сформировать у дошкольников интерес к продук-тивным видам деятельности.
Остановимся на описании подготовительного этапа на примере организа-ции праздника «Новый год» 2011г (Приложение№8).
На занятиях по музыкальному воспитанию особое внимание уделялось фор-мированию умений слушать музыку, петь, выполнять музыкально-ритмичные движения (игры и упражнения с предметами, сюжетные дейст-вия и игры под музыку). Детей учил и водить хоровод под музыку, петь пес-ни, допевая слова; выполнять движения только под музыку (кружиться с ленточками, парами); использовать музыкальные игрушки-инструменты (ложки, дудочки, колокольчики, бубны); выполнять музыкально ритмиче-ские и музыкально-дидактические упражнения, играть в подвижные игры (сначала совместно со взрослыми, затем по подражанию и показу).
На занятиях по физическому воспитанию отрабатывали основные движения (бег, прыжки, метание) с учетом индивидуального развития детей; проводи-ли подвижные игры («Лиса и зайцы», «У медведя во бору», «Мороз, мороз» и др.).
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей знакомили с сезонными изменениями в природе (наблюдение за снегопадом, уборкой улиц от снега и др., с персонажами новогоднего праздника: Дедом Морозом, Снегурочкой, зайцем, лисой, медведем. Используя элементы теат-рализованной деятельности, обыгрывали ситуации праздника с использова-нием кукольного театра, елочных украшений, примеривали костюмы (ша-почки, воротнички, хвостики). Дети выполняли характерные для персонажей движения, рассказывали стихи на праздничную тематику, используя игруш-ки-персонажи. Детей знакомили с традициями проведения праздника (на-рядная елка, украшение помещений игрушками и др., с ними играли в ди-дактические игры, закрепляющие представления о праздничной атрибутике
Педагог рисовал знако-мые предметы, а они эти рисунки соотносили с реальными предметами. За-тем дошкольников привлекли к совместному созданию рисунков, поделок, аппликаций по тематике праздника («Падает снег», на тонированной бумаге способом примакивания рисовали снег; «Украшаем елку шарами», на елочку наклеивали шарики из бумаги; «Елочка в снегу», рисовали снег на вырезан-ной из бумаги елочке); шапочек лисы, зайца, медведя (к заготовкам при-клеивали глаза, нос, дети также мастерили игрушки для елки (хлопушки, шарики из фольги, гирлянды для украшения зала, помещений группы, по-дарки для родителей и др.
Также была проведена «Неделя игры и игрушки» в рамках сотрудничества ДОУ «Гнёздышко» с реабилитационным центром (7-8 вида).
Цель: Социальное общение между детьми из обычного детского сада с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для детей ДОУ и Рц это стало «великим путешествием», т. к. главная проблема ребятишек – ограниче-ние контактов со сверстниками и взрослыми, доступа к культурным ценностям. Великое путешествие еще раз наглядно показало нам взрослым, что ребенок с ОВЗ также способен и талантлив как его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. И его внутренний мир открыт для познания, общения, творчества, а творчество ограничить нельзя.
Второй этап - проведения праздника.
- Он длится от 20-25 минут (учитываются особенности и возможности пси-хофизического развития детей).
- К играм привлекаются родители.
- Обязательно чередуются активные (подвижные игры, пляски и др.) и спо-койные виды деятельности, в которых каждый ребенок может быть наблюда-телем, зрителем (слушание успокаивающей музыки, просмотр выступлений гостей – выпускников группы).
Особое внимание уделяли разработке сценария, подбору используемого речевого материала (четкие инструкции, простые стихи) должны быть предель-но понятны детям; музыкальные подвижные игры и упражнения, а также пля-ски подбирали с таким расчетом, чтобы дети независимо от уровня психофизи-ческого развития могли в них участвовать. Предлагали выполнить простые дви-жения в удобном для дошкольников темпе, сыграть в игры, в которых необхо-димо обмениваться игрушками, действовать или вместе, или поочередно.
Третий этап посвящен закреплению впечатлений, знаний, умений, полу-ченных на празднике. На музыкальных занятиях мы повторяем элементы про-граммы праздника, играем в подвижные и музыкальные игры, поем песни. Те-му праздника включаем в содержание игровой деятельности в ходе занятий : «Новый год у кукол», «Зверята веселятся вокруг елки»
Тематику праздника включаем и в занятия продуктивными видами дея-тельности, например, аппликацией «Украшаем комнату мишке», лепкой «Ша-рики для елки», рисованием «Огоньки на елке», «Шарики на елке».
Заключительная часть.
Опыт свидетельствует : в первый год обучения (первое полугодие) не-большая часть детей смогла активно участвовать в праздниках, большинство – только вместе с родителями; конечно, некоторые испытывали трудности при общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр и упражнений, они отказывались от взаимодействия. В рамках «Неделя семьи» в ДОУ была проведена встреча с семьями всех детей «Моя большая дружная семья» Этот праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов. Способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив. (Приложение №9).
К концу второго года обучения практически все активно участвовали в праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или родителей.
Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказы-вает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.