Светлана Лученко
Опыт работы «Фитбол-гимнастика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать радость и дарить ее другим людям.
Дошкольный возраст – это важный период в жизни ребёнка. Это период, когда идёт интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы гармонизации телосложения и функциональных возможностей организма.
Публикация «Опыт работы „Фитбол-гимнастика в детском саду“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Опыт работы, практика
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Первостепенной задачей для дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно – образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень строго.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последнее десятилетие состояние здоровья резко ухудшилось: снизилось количество детей первой группы здоровья. Увеличилось число детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, появляется все больше детей с излишним весом и нарушением осанки.
Для меня стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Изучив большое количество литературы (А. А. Потапчук 2002г., С. О. Филиппова, Г. Н. Пономарев 2004-2008г., В. Т. Кудрявцева 1999г. ,Я. И. Ковальчук 1885г., мониторинг развития детей, я решила остановить свои выбор на одном из современных инновационных средств физического воспитания фитболл-гимнастике (от англ. fit-«спортивный», ball-«мяч»). Это один из видов оздоровительной гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размера и веса используются в спорте, педагогике и медицине. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятие с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Оздоровительная работа на физкультурных занятиях строится на основных признаках.
Доступность – подбор мячей, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей.
Постепенность – от простого к сложному.
Эффективность – используются различные методы диагностики, отслеживания результатов в физическом развитии ребенка и снижении заболеваний.
Повторяемость и систематичность – два раза в неделю.
Использование фитболла ведёт к улучшению подвижности, координации движений, гибкости, чувство равновесия, улучшает эластичность суставов и всех органов. Занятия с фитболлом помогают укреплять мышцы спины, брюшного пресса, ног и рук, а также формировать правильную осанку детей. Упражнения с фитболлом развивают не только внешние, но и глубинные мышцы. Оказывается положительное воздействие на дыхательную и сердечно – сосудистую систему организма. Создаваемая мячом вибрация оказывает обезболивающее действие, усиливает перистальтику кишечника, благотворно влияют на работу желудка, печени и почек. Кроме того, избавляет от стресса и снимает напряжение.
За последнее время увеличилось число детей с нарушением речи, со скудным словарным запасом. И у меня возник вопрос: Какие эффективные формы работы на занятиях фитболл гимнастикой можно использовать для коррекции речи. Я решила, что необходимо включать в фитболл гимнастику упражнения с элементами логоритмики, которые будут развивать физические качества так и речь, и словарный запас детей. Каждое упражнение стараюсь сопровождать текстом в стихотворной форме. Само использование фитболла выступает как оздоровительный фактор, а текст помогает развивать речь.
Занятия провожу с подгруппой 8 – 10 детей. Продолжительность от 15-20 до 25-30 минут в зависимости от возраста. Во время проведения занятий необходимо соблюдать правила фитболл – гимнастики, подробно описанные Т. С. Овчинниковой и А. А. Потапчук (2003 год).
Структура физкультурных занятий по фитболл – гимнастики состоит из 3-х частей.
1. Подготовительная часть – разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя.
2. Основная часть – физическая нагрузка, в которую входят упражнения:
• Для коррекции различных видов нарушения осанки;
• Для укрепления мышц плечевого пояса и рук;
• Для укрепления мышц брюшного пресса;
• Для укрепления мышц спины;
• Для укрепления мышц тазового дна;
• Для увеличения подвижности позвоночников и суставов;
• Игры с фитболлом;
3. Заключительная часть – расслабление и рефлексия.
В каждое занятие стараюсь внести свой сюжет, например, «Лесные приключения», «В подводном мире», «Путешествие смешариков», «Колобок».
В марте 2014 года мною было проведено районное методическое объединение для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме «Использование фитболл-гимнастикии с детьми дошкольного возраста». На протяжении трех лет провожу занятия в кружке по фитболл-гимнастике.
Анализ проделанной работы показал, что оздоровительный эффект фитболла при систематической нагрузке укрепил мышечный корсет у детей к формированию правильной осанки, дети стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация движений.
Использование упражнений с элементами логоритмики тоже дали положительный результат. У детей стала более развита речь и обогатился словарный запас. Новая форма физкультурных занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и дает положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.