Ольга Нечталюк
Консультация «Финансовая безопасность — что должен знать ребёнок и родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хотела бы поговорить о важном аспекте воспитания детей — финансовой безопасности дошкольников. В современном мире дети сталкиваются с различными финансовыми рисками, и наша задача — научить их основам финансовой грамотности и безопасности, чтобы они могли принимать правильные решения и избегать опасных ситуаций.
Публикация «Консультация „Финансовая безопасность — что должен знать ребёнок и родитель“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Приведу примеры финансовых ловушек, с которыми может столкнуться ребёнок в современном мире :
Реклама финансовых продуктов. Ребёнку может быть показана реклама финансовых продуктов, которые не подходят для его возраста или финансового положения.
Сюда же можно отнести- Небезопасные покупки в интернете. Ребёнок может совершить покупку в интернет-магазине, который не является надёжным. Это может привести к потере денег или получению некачественного товара.
Кража личных данных. Ребёнок может потерять свои личные данные, например, пароль от аккаунта в социальной сети или банковскую карту. Эти данные могут быть использованы мошенниками для кражи денег.
Онлайн-мошенничество. Ребёнок может столкнуться с мошенничеством в интернете, например, с фишингом или вымогательством. Фишинг — это вид мошенничества, при котором злоумышленники пытаются получить доступ к личным данным пользователя путём обмана.
Поддельные приложения. Ребёнок может скачать поддельное приложение, которое якобы предоставляет ему доступ к играм, фильмам или другим развлечениям. На самом деле такое приложение может содержать вирусы или рекламу.
Чтобы определить уровень осведомлённости детей своей группы по этому вопросу, я с помощью искусственного интеллекта создала небольшой проверочный тест из 7-ми вопросов по теме «финансовая безопасность»
1. Как ты думаешь, кому можно доверять, если тебя просят дать свои деньги или личные данные?
А) Никому нельзя доверять. Б) Только родителям и близким людям. В) Можно доверять всем, кто просит. Г) Можно доверять тем, кого ты знаешь. Д) Можно доверять только тем, кто предлагает что-то интересное.
Правильный ответ: Г.
2. Можно ли говорить незнакомым людям свой адрес или номер телефона?
А) Нельзя никому говорить. Б) Можно говорить только родителям. В) Можно говорить, если они спросят. Г) Можно говорить друзьям. Д) Нельзя говорить незнакомым взрослым.
Правильный ответ: Д.
3. Если тебе предлагают поиграть в игру, где нужно платить деньги, как ты поступишь?
А) Пойду играть. Б) Спрошу у родителей, можно ли мне играть. В) Не буду играть, потому что это может быть опасно. Г) Буду играть, но не буду платить. Д) Попробую выиграть деньги.
Правильный ответ: В.
4. Ты нашёл (ла) кошелёк с деньгами. Что ты сделаешь?
А) Возьму себе. Б) Отдам тому, кто потерял. В) Оставлю на месте. Г) Скажу родителям. Д) Посмотрю, сколько там денег.
Правильный ответ: Б.
5. Представь, что ты хочешь купить игрушку в магазине. Ты знаешь, что у тебя есть только 10 рублей. Как ты поступишь?
А) Куплю игрушку за 10 рублей. Б) Попрошу родителей добавить денег. В) Выберу другую игрушку, которая стоит дешевле. Г) Отложу покупку до следующего раза. Д) Продам свою игрушку и куплю новую.
Правильный ответ: В или Г.
6. Тебе предложили заработать деньги, выполняя задания в интернете. Как ты поступишь?
А) Соглашусь и выполню задания. Б) Скажу родителям, чтобы они проверили задания. В) Выполню задания, но попрошу помощи у родителей. Г) Не стану выполнять задания без разрешения родителей. Д) Предложу другу заработать вместе.
Правильный ответ: Г.
7. Как можно защитить свои данные в интернете?
А) Не давать никому свои данные. Б) Говорить только пароль от своего компьютера. В) Рассказывать о своих данных только друзьям. Г) Использовать сложные пароли и не делиться ими. Д) Не открывать подозрительные письма и сообщения.
Правильный ответ: Г и Д.
___
Проанализировав ответы дети и пообщавшись с каждым ребёнком индивидуально, стало понятно, что у детей недостаточный уровень знаний в области финансовой безопасности и ответы были интуитивные.
На ближайшем родительском собрании я подняла эту тему перед родителям : познакомила их с результатами тестирования. (слайд).
Как оказалось, что у двух детей группы уже есть свои карточки и ещё несколько родителей планируют завести детям карточки в ближайшее время. У остальных ребят тоже имеются свои карманные деньги.
По итогу было принято решение, что мы (детский сад) совместно с родителями начнём работу с нашими детьми по формированию у них знаний в области финансовой безопасности.
Чтобы обучение было интересным, а главное, результативным я решила внедрить кейс - технологию.
Кейс-технологии — это метод обучения, основанный на анализе конкретных ситуаций (кейсов, которые могут быть связаны с реальными или вымышленными событиями. Кейс-технологии позволяют детям учиться на собственном опыте и применять полученные знания в реальных ситуациях. Они помогают развивать критическое мышление, аналитические способности и навыки принятия решений.
Очень рекомендую вам, коллеги, при изучении финансовой безопасности использовать кейсы, связанные с различными финансовыми ситуациями, такими как мошенничество, потеря личных вещей, импульсивные покупки и т. д. Дети будут анализировать эти ситуации, искать причины и последствия, а затем предлагать свои решения. Например, можно предложить кейс о том, как ребёнок потерял свой кошелёк с деньгами. Дети должны будут определить, какие ошибки были допущены, и предложить способы предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Первый кейс который мы отработали с детьми, это кейс «Реклама» (один из видов финансовых ловушек в современном мире) (слайд)
Реклама может влиять на решение детей о покупке товаров и услуг. Она может создавать ложное представление о ценности продукта или услуги, а также стимулировать импульсивные покупки. Мы с родителями учили детей критически относиться к рекламе и понимать её цели и методы воздействия.
Работая с этим кейсом дети выполняли следующие задания:
Анализ рекламы. Дети анализировали различные рекламные объявления и определяли, какие приёмы используются для привлечения внимания (например, яркие цвета, громкие звуки, известные персонажи). Они также обсуждали, насколько правдива информация, представленная в рекламе.
Создание собственной рекламы. Дети придумывали рекламу для своего любимого товара или игрушки. Они должны были учитывать целевую аудиторию, цель рекламы и методы воздействия на неё. Затем они представляли свою рекламу другим детям и обсуждали её эффективность.
Сравнение рекламы разных товаров. Дети сравнивали рекламу двух похожих товаров (например, двух видов конфет) и определяли, какой товар рекламируется более убедительно. Они также обсуждали, почему один товар кажется им более привлекательным, чем другой.
После изучения кейса «Реклама», дети научились:
— Определять цели рекламы и её влияние на поведение потребителей.
— Различать правдивую и вводящую в заблуждение рекламу.
— Критически оценивать рекламные сообщения и не поддаваться на уловки маркетологов.
— Принимать осознанные решения о покупках, основываясь на собственных потребностях и предпочтениях, а не на рекламных призывах.
Результат работы был представлен педагогическому сообществу на ГМО по Финансовой грамотности, в апреле этого года.
Ещё один кейс который мы с детьми отработали это Кейс «Отсутствие понимания ценности денег». Дети обсуждали, почему важно понимать ценность денег и как это помогает принимать осознанные финансовые решения.
Они также рассматривали примеры того, как неправильное понимание ценности денег может привести к финансовым проблемам.
( пр: Ребёнок может потратить все свои карманные деньги на сладости или игрушки, не задумываясь о том, что ему нужно купить что-то более полезное или необходимое.
Ребёнок может не понимать, что некоторые товары стоят дорого, и может требовать от родителей купить ему всё, что он хочет. Это может привести к перерасходу семейного бюджета и финансовым трудностям.)
После изучения этого кейса дети научились определять ценность вещей, сопоставлять стоимость с возможностями, понимать, что деньги зарабатываются трудом, и осознавать важность бережного отношения к ним. А также, что не всё в мире можно купить за деньги.
Сейчас начинается новый учебный год в котором мы продолжим изучение остальных кейсов по финансовой безопасности.
В заключение хочу подчеркнуть важность обучения детей финансовой безопасности с раннего возраста. Это позволит им стать ответственными и финансово грамотными гражданами, способными принимать взвешенные решения и избегать опасностей.