Татьяна Орехова
Занятие по художественно-эстетическому развитию «Если видишь на картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Если видишь на картине…» Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
-побуждать детей к составлению описательного рассказа по картине с использованием мнемотехники;
- совершенствовать диалогическую речь детей, развивать активный словарь;
- вырабатывать у детей навык отвечать полным ответом.
Развивающие :
Публикация «Занятие по художественно-эстетическому развитию „Если видишь на картине“» размещена в разделах
- развивать художественное восприятие картины;
- развивать чувство цветовосприятия посредством восприятия произведения изобразительного искусства;
- формировать способность эмоционально воспринимать художественный образ, созданный живописцем.
Воспитательные:
- воспитывать у детей художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение;
- воспитывать умение сопереживать окружающим, любить природу русской земли.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихов о зиме, чтение рассказов о зиме; наблюдение на прогулке за изменениями в природе.
Материал: репродукции картины А. Пластова «Первый снег», И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Васнецова; музыкальный отрывок Л. -В. Бетховена «К Элизе…», музыка Чайковского из цикла «Времена года» («Зима», мнемотаблица к составлению описательного рассказа по картине.
Зал оформлен под выставочный зал.
В. : «Я начну, а вы кончайте. Дружно вместе отвечайте!»
Вот чудесная коробка
Надпись «Радуга» на ней,
А в коробке, а в коробке
Семь цветных ….(карандашей).
Сверкая, как перья
Жар – птицы из сказки,
Лежат на столе мои новые (краски).
Отвечайте, дети, быстро
Рисует кто картины эти?
Ответить очень просто нам
Рисует их (художник сам).
Ребята, мы знакомы уже с работами многих художников, а кто – нибудь из вас помнит художников и их картины?
Д. :И. Шишкин «Лесные дали», «Рожь».
И. Левитан «Золотая осень».
А. Саврасов «Грачи прилетели».
В. Серов «Мика Морозов».
И. Репин «Стрекоза».
В. Васнецов «Аленушка».
В. : Молодцы! А кто такой художник?
Д. : Это человек, который пишет, рисует картины.
В. : А что помогает художнику создавать картины?
Д. : Кисточки, краски, карандаши, бумага, резинка, холст.
В. : О работе художника говорят по-разному : художник пишет, художник рисует. Почему?
Д. : Потому что, если художник берет в руки масляные краски и кисть, то он пишет, а если карандаш – то рисует.
В. : Я вами очень довольна.
(Мобильный звонок от Незнайки. Он просит научить составлять рассказ по картине.)
В. : Поможем Незнайке? (Да) Предлагаю отправиться в выставочный зал нашего детского садика, где вы встретитесь с работами великих художников. (Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года» («Зима»)
В. : Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, я слушала, как под моими ногами скрипел снег. Я очень люблю, когда с приходом зимы земля покрывается снегом, как белым ковром. Ты идешь по этому снежному ковру, а он скрипит под ногами скрип, скрип. Для меня снег- это всегда чудо
В. : Обратите внимание на эту картину. Ее написал известный художник Аркадий Александрович Пластов. Чаще всего в своих картинах Пластов изображал природу родного края.
В. : Посмотрите на картину. Какое время года изобразил художник?
- Какой любимый цвет у зимы?
- Какое явление природы привлекло внимание художника?
(Залетает снежинка.)
В. : Дидактическая игра со снежинкой «Какой бывает снег?» (Холодный, мокрый, белый, пушистый, хрустящий)
В. : Как бы вы назвали эту картину?
В. : Картина называется «Первый снег». Закройте на минуту глаза и вспомните тот день, когда вы видите за окном первый снег. Какие чувства вы испытываете? (Радость, удивление, грусть, восторг, восхищение)
В. : Какие стихи помните вы о зиме, о первом снеге? (Дети читают отрывки из произведений русских поэтов.)
В. : Давайте мы с вами превратимся в снежинки и покружимся, как они, а поможет нам с вами стихотворение Ивана Сурикова. (Дети кружатся, изображая снежинки, передают содержание стихотворения. (Звучит музыкальный отрывок Чайковского)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Беседа по картине.
Дыхательная гимнастика со снежинкой. Снежинка улетает к гостям.
В. : Возьмем свои волшебные бинокли, подзорные трубы и рассмотрим картину Пластова «Первый снег».
В. : Ребята, а что мы видим на переднем плане картины? (Девочка с младшим братом выбежали посмотреть на первый снег)
В. : Какое у них настроение? (Они радуются первому снегу)
В. : Почему дети радуются, увидев снег? А что для вас значит снег? (Первый снег предвещает зимние забавы, Новый год)
В. : Во что одеты дети? (Девочка выбежала в одном платье, только набросила платок. Мальчик одет по погоде. На нем пальто, шапка, валенки.)
В. : За чем наблюдает девочка? (Девочка подняла голову к небу, смотрит на хлопья снега.)
В. : Как вы думаете, мальчик вышел только посмотреть на первый снег или решил поиграть на улице?
В. : Что выражают их лица? С каким чувством они наблюдают за падающими снежинками? (Восторг, удивление, счастье, радость, восхищение, интерес)
В. : Как вы думаете, в какое время суток выпал снег? (Снег выпал ночью. Сейчас утро. Дети,увидев, что за окном идет снег, выбежали на улицу.)
В. : Мне кажется, что еще кто- то радуется первому снегу. Вы увидели, кто это? (Это птицы- ворона и сорока. Ворона тоже пробует снег.)
В. : Что можете сказать о березе? Какая она? (Раскидистая, нет макушки. Она тоже рада снегу, он поможет ей согреться зимой в мороз)
В. : Что мы видим на заднем плане картины? (Деревенские избы, лошадь, запряженная в сани, белые крыши домов.)
В. : Как художник изобразил небо? Какое оно? (Серое, мрачное, мутное, покрыто тучами)
В. : Что можете сказать о снежинках? (Легкие, похожи на звездочки, на кружева, медленно кружатся в воздухе)
В. : Какими красками написана картина? (Цвета неяркие, неброские)
В. : Но какое настроение она создает? (Белый, серо-сумрачный тона вызывают в душе эмоциональный отклик. Светлое настроение художника передается зрителю)
В. : Какое впечатление произвела на вас эта картина, какие чувства в вас вызвала? В. :Опишите картину, расскажите о своих чувствах. В этом вам поможет мнемотаблица. А я включаю диктофон и буду записывать ваши рассказы. Их мы отправим Незнайке.
Дети представляют свои рассказы.
В. : Молодцы! Вы меня порадовали своими рассказами. Ребята, в нашем выставочном зале находятся работы и других известных вам художников. Предлагаю рассмотреть их все. (Звучит музыка Чайковского)
В. : Ребята, сегодня вы побывали в выставочном зале нашего садика. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Картина какого художника вам понравилась и почему?
Дети рассказывают о понравившейся картине.
В. :В память о нашей встрече на выставке картин дети дарят вам, уважаемые гости, песенку про Россию. Ведь, согласитесь со мной, все великие художники воспевали в своих картинах красоту родного края.
(Дети поют песенку «Моя Россия»)
(Дети прощаются с гостями и уходят в группу.)
В. : А Вам, уважаемые гости, предстоит дорисовать картину. Если Вам понравилось наше занятие, украсьте картину снежинкой, если есть замечания, то добавьте тучку.