Татьяна Круглова
Двигательная активность на прогулке
▼ Скачать
Здоровый ребенок – успешный ребенок. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель всех педагогов ДОУ. И бесспорным помощником в реализации этой цели является движение. Зарядка, подвижные игры, физические упражнения (ходьба, бег, прыжки и др., катание на лыжах, самокатах, велосипедах – все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.
Значение подвижных игр и физических упражнений на прогулке.
Публикация «Двигательная активность на прогулке» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Двигательная активность на свежем воздухе имеет важное значение для физического развития дошкольника. Двигательная активность на прогулке является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. В ходе двигательной деятельности усиливается кровоток, В следствие чего активизируется работа внутренних органов, усиливается обмен веществ. Двигательная активность способствует совершенствованию деятельности основных физиологически систем организма (мышечной системы, дыхательной и кардиосистемы и и др.).
Движения улучшают аппетит. При физической нагрузке ребенок тратит много энергии, сил. А физическая нагрузка на свежем воздухе энерго затратна вдвойне. Чтобы восполнить дефицит энергии для дальнейшей активности, необходимо поесть.
Двигательная активность на прогулке способствует развитию физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, координация движении и др.). Дети учатся преодолевать различные препятствия в природном окружении, в естественных условиях, что очень значимо для подрастающего поколения. Это адаптирует к окружающей среде и развивает. Благодаря физическим нагрузкам дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.
В ходе двигательной деятельности у дошкольников совершенствуются двигательные умения и навыки.
Повышается жизненный тонус. Двигательная активность на прогулке – закаливает, укрепляет, развивает, помогает стать сильным, выносливым и здоровым, уверенным в себе.
Воспитательно-образовательные задачи:
На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.
1) Оздоровительные задачи на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.
2) При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной активности.
3) Вместе с тем оптимальной особенностью прогулок в старших группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формированию доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
Структура прогулки:
В режиме дня детского сада предусматривается две прогулки: в первой половине дня и во второй.
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:
• Наблюдение, рассматривание;
• Подвижные игры;
• Трудовая деятельность детей;
• Индивидуальная работа; самостоятельная деятельность детей.
В какой части прогулки организовать двигательную активность?
Если прогулке предшествовала деятельность подвижного характера (физкультура или музыка, то лучше прогулку начать с наблюдения. А подвижные игры лучше провести в конце прогулки.
Если дети вышли на прогулку после интеллектуальной, творческой и статической деятельности, то целесообразно организовать двигательную деятельность в начале прогулке со всей группой. Это поможет снять статическое и эмоциональное напряжение, утомление и повысить работоспособность.
Возможно и в середине прогулки, если погода прохладная.
В другое время проводится подгрупповая и индивидуальная двигательная деятельность. С целью закрепления и усовершенствования двигательных навыков, развития физических качеств.
На прогулке желательно планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и две-три игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включенными в программу.
Содержание двигательной активности на прогулке
Основным средством организации двигательной активности является подвижная игра. Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движений (бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий). Во время прогулки также необходимо отводить значительное место спортивным упражнениям и играм. А также для поддержания интереса к физической культуре необходимо проводить развлечения (досуги, праздники, игры-соревнования, эстафеты).
Подвижные игры и физические упражнения планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов и тематически.
Во всех возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности (малой, средней, большой).
Время проведения подвижных игр и упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6-10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших группах – до 10 минут, в старших – до 15 минут.
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражательные игры).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который сможет справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе активно используются эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
В любом возрасте подвижные игры заканчиваются ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Факторы, влияющие на содержание прогулки:
При подборе и организации игр физических упражнений на прогулке необходимо:
• Учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню физической подготовленности детей;
• Подбирать игры и упражнения, содержание которых соответствует времени года, состоянию погоды;
• Подбирать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;
• Использовать разные способы организации детей;
• Заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
• Стремиться к созданию дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.
В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанные с бегом, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.
В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства (игры-хороводы, на удержание равновесия и др.).
В теплый (летний) период - хорошо бы оборудовать дорожки для езды на самокатах, велосипедах. Игры «Не задень», «Змейка», «Восьмерка», «Заезд парами» вызывают значительный интерес у детей.
Роль и участие педагога в организации двигательной активности детей на прогулке:
Какова роль педагога в организации активной деятельности на прогулке? Педагогу необходимо грамотно спланировать подвижные игры и упражнения. С учетом вышеперечисленных факторов, влияющих на содержание прогулки. Также необходимо создать условия, выбрать место проведения игр и упражнений, подготовить атрибуты (самодельные, природные). Обязательное наблюдение за игрой (в младшем возрасте непосредственное участие). Т. К. Совместная игра – это уникальный вид сотрудничества. Только в совместной игре между взрослыми и детьми возможны подлинно демократические отношения. Педагог также осуществляет руководство игрой, наблюдает за состоянием играющих и регулирует нагрузку, обеспечивает безопасность. Подводит итоги игры, оценивает выполнение детьми игровых ролей и соблюдение правил.
Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что двигательная активность на прогулка – одна из важнейших составляющих прогулки, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. А также проявить свои лучшие черты характера. Потому что в ходе подвижных игр создаются благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.