Цеденова Марина Юрьевна
«Духовные ценности калмыцкого народа в музыкальном наследии П. О. Чонкушова»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях огромное внимание уделяется содержанию национальной системы образования. Одной из важнейших составляющих которого является региональный компонент. Думаю, что только творческий подход педагогов сможет реализовать данную проблему наиболее полно. Это в значительной степени будет способствовать приобщению дошкольников к национальной культуре, а через неё - к общемировым духовным ценностям.
Цель своей работы я вижу в следующем: «Познакомить детей с творчеством П. О. Чонкушова».
Построение системы воспитания дошкольников предполагает чё ткую формулировку задач:
Публикация «„Духовные ценности калмыцкого народа в музыкальном наследии П, О, Чонкушова“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Республика Калмыкия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
1. Стимулирование проявления мотивации в процессе приобретения знаний;
2. Становление этнической самоидентификации в системе мировых культур;
3. Развитие творческого потенциала.
Целесообразно придерживаться следующих принципов:
* возрастные и психофизические особенности;
* простота, выразительность, доступность;
* нравственно – этическая направленность.
В работе с детьми использую следующие виды деятельности:
* словесные игры;
* музыкально – дидактические игры;
* развивающие игры;
* аутотренинги (музыкальную арттерапию).
Начиная работу по данной проблеме, хотелось бы остановиться на биографии первого профессионального композитора Республики Калмыкия П. О. Чонкушова.
Пётр Очирович Чонкушов родился 7 декабря 1930 года в Москве, в исключительной во всех отношениях семье. Его отец Очир Баторович был одним из организаторов работы в рыбной промышленности Астраханской области, Калмыкии, а затем Владивостока. В 1938 году обвинён по ложному доносу и расстрелян. Все заботы о семье легли на плечи двух женщин – жены, Джиджни Шопеновны, и сестры отца, Саглар Баторовны. Тётю Саглар Пётр Очирович считал своей второй матерью и многим в жизни был обязан ей.
Семья получила 2 комнаты в коммунальной квартире почти в центре Москвы, где и прошло детство композитора. Мать поступила на водительские курсы. Хваткая, работящая, она быстро освоила грузовик и работала шофёром. И в этой чисто мужской профессии Джиджни не утратила обаяния. Когда в доме появлялись гости, пела, аккомпанировала себе на гитаре.
Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями, он самостоятельно освоил игру на балалайке. Саглар Баторовна позаботилась о музыкальном образовании ребёнка и привела его в музыкальную школу.
В 1944 году страшная трагедия обрушилась и на эту калмыцкую семью, весть о выселении. Чонкушов в тот момент усиленно готовился к сессии в музыкальном училище. Первая мысль тёти – о дальнейшей учёбе Петра. Вместе с завучем и директором училища она составляет письмо в органы с приложением характеристики.
В Москве разрешают остаться только мальчику, а семья Чонкушовых подлежит выселению. Ту страшную дорогу в вагонах, битком набитыми невинными людьми, он запомнил на всю жизнь.
Тётя Саглар и Пётр поселились в Омске. Там же он поступил в музыкальное училище и успешно окончил его. Ещё в годы учёбы Пётр Очирович устроился на работу в оркестр Омского театра музыкальной комедии.
Как праздник встретили калмыки весть о реабилитации. Летом 1958 года семья Чонкушовых вернулась на родину.
Хорошо владея несколькими музыкальными инструментами, композитор всё же отдавал предпочтение скрипке. Для неё была написана одна из первых в Элисте инструментальных пьес – музыкальная картинка «Степь».
Мелодия этой пьесы идеально подходит для проведения аутотренинга, который я и составила. Я думаю, что он поможет дошкольнику расслабляться, справляться с негативными ощущениями.
Музыкальная картинка «Степь» муз. П. Чонкушова
Как прекрасна ночная степь. Тишина. Тюльпаны спят.
(сидят на коленях, головы и руки наклонены к полу).
Взошло солнце, и первый его луч ласково коснулся цветка.
(поднимают руки вверх)
Тюльпан проснулся и медленно потянулся на встречу солнышку.
(встают на ноги и раскрывают руки).
Но тут подул лёгкий ветерок, тюльпанчик закачался.
(слегка покачиваются из стороны в сторону).
Ветерок улетел, и тюльпанчик стоял, улыбаясь солнышку.
(стоят с разведенными руками и улыбаются).
День подошел к концу. Наступил вечер. Тюльпанчик стал закрываться.
(скрещивая руки над головой).
Наконец пришла волшебница- ночь и окутала цветок своим сказочным покрывалом.
(опускаются на колени, руки скрещены над головой).
Тюльпанчик заснул.
(голову и руки наклоняют к полу).
В 1967 году Петру Очировичу предложили поступать в Казанскую консерваторию. У почти 37 – летнего абитуриента отказывались принимать документы. Если бы не письмо Министерства Культуры с просьбой о допуске к экзаменам в виде исключения, до них бы дело так и не дошло.
Музыкант из Калмыкии оказался в числе 10 студентов, зачисленных на композиторский факультет Казанской консерватории.
Так случилось, что семьи Чонкушовых и Зои Эрендженовны Цеденовой (в девичестве Манджиевой) поселились в одном доме. Комнаты находились напротив друг друга. Пётр Очирович частенько слушал, как какой то женский голос что – то напевал. Очень удивился, когда увидел маленькую, худенькую, с длинными смоляными косами 16 – летнюю девушку. Ей он и предложил исполнить свою новую песню «Элистинский вальс» на стихи А. Балакаева.
Под эту песню можно провести развивающую игру «Рисуем треугольник». Цель. Развивать наглядно – действенное внимание, координацию движений; закрепить геометрическую фигуру треугольник. Под музыку детям предлагается нарисовать треугольник сначала правой рукой, затем левой.
«Элистинский вальс» сл. А. Балакаева,
муз. П. Чонкушова
.Внимание композитора привлекла поэзия народного поэта Калмыкии Д. Н. Кугультинова. На стихи поэта Чонкушовым создан цикл романсов «Зов апреля». Это три вокальных миниатюры весеннего настроения – «Апрель, апрель желанный», «Как вчера», «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле».
На занятиях мы нередко используем приём музыкального сопровождения продуктивной деятельности. При этом выбираем спокойную музыку, часто не отвечающую содержанию и настроению работы. Предлагаю вам обратить своё внимание на романс «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле», который как нельзя лучше подходит для этой цели. Попробуем с вами создать панно «Весна в степи».
Романс «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле»
сл. Д. Кугультинова, муз. П. Чонкушова
Венцом творчества П. О. Чонкушова является опера – балет «Джангар», написанная на сюжет одноимённого героического эпоса калмыцкого народа. Постановка которого была осуществлена Бурятским театром оперы и балета. Предлагаю вам послушать арию Герензел, чей образ в произведении наделён огромной внутренней чистотой и женственностью.
Ария Герензел из оперы – балета «Джангр»
Какими красочными эпитетами вы могли бы охарактеризовать эту музыку? Дошкольники, к сожалению, в своём большинстве затрудняются ответить на этот вопрос. Это происходит потому, что, как показывают исследования учёных – филологов, только два процента словаря дошкольников составляют имена прилагательные. Поэтому необходима специальная работа по обогащению речи детей этого возраста разнообразными художественными эпитетами. Для этого педагог поочерёдно прелагает подтвердить или опровергнуть взаимоисключающие понятия. Если вы согласны с моим утверждением, то повторяете его, если нет - говорите неправильно. Эта музыка грустная? Радостная? Задушевная? Печальная? Быстрая? Стремительная? Плавная и т. д.
Вашему вниманию были предложены лишь несколько произведений из огромного наследия оставленного нам самобытным автором, творчество которого опирается на глубинные народные традиции, произрастает из истоков национальной культуры.
Ушёл Учитель,
Друг мой, старший брат.
Оборвалась струна души Маэстро.
Над степью он звучал,
Как сочный альт,
Звучал один, но слышался оркестр.
Он славил красоту родной степи,
Ценителем её был очень тонким.
Как скульптор глину,
Музыку лепил
Не для себя, для нас и для потомков.
Искусству полностью отдал себя всего
И видел в нём смысл жизни композитор.
Не потому ли музыка его
Богата, как художника палитра?
Как рано он вознёсся в небеса.
Не всё дописано и песни не допеты
Но не вернётся…
В сказках - чудеса…
Уходят лучшие,
Как говорят поэты.
В. Арутюнов, заслуженный работник культуры