Ирина Тарасенко
Опыт работы учителя начальных классов «Духовно-нравственное воспитание учащихся»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание – одна из приоритетных целей воспитания и развития обучающихся в рамках ФГОС второго поколения. Это воспитание «является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования». (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения». - М., 2010).
Публикация «Опыт работы учителя начальных классов „Духовно-нравственное воспитание учащихся“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы — обучающую и воспитывающую, интегрируя, таким образом, все педагогическое воздействие, идущее на ребенка, в целостный воспитательный процесс.
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретает значение духовно-нравственного воспитания учащихся - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, государством в целом.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и неудачами. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Стоит обратить внимание, что всегда на детских рисунках нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Работая со своим классом, пытаюсь воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.
Проводимые интегрированные уроки и внеклассные мероприятия представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Одной из задач нашей школы, ее приоритетным направлением является гражданско-правовое патриотическое воспитание, призванное формировать в детях чувство любви к Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости и уважения к историко-культурному наследию своего народа.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развитие России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
В школе с детьми проводится немало различных мероприятий, в которых мы с классом всегда участвуем. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов воспитательной работы, учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Традиционными стали такие мероприятия:
-сентябрь (День знаний);
-февраль (Смотр строя и песни);
-март (День матери и семьи);
-апрель (Пасха);
-май (День славянской письменности и культуры).
Традиционно проводятся мероприятия совместно с родителями, учащимися, конкурсы, совместное создание проектов, подготовка к классным часам или родительским собраниям. Всегда стараемся участвовать с классом в предметных неделях, принимаем участие в конкурсах, а также участвуем в акциях различной тематики.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение ценить и беречь окружающий мир.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека. Это обретение себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Таким образом, возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием, формированием у них гражданско-патриотических качеств и национального самосознания.