Ольга Петрова
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»
В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» размещена в разделах
Детство – время развития всех сил человека, как телесных, так и душевных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, которое обеспечивает всестороннее развитие личности.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи.
Социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе духовно-нравственного становления личности. Содержание духовно-нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания : детскому саду, школе, вузу. В основе содержание воспитания остается в нашем обществе неизменным, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира.
Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать также, что, конкретизируя содержание духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, предусмотреть содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.
Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий для всестороннего развития. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.
Для духовно-нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества как:
- преданность Родине;
- любовь к своему народу;
- героизм;
- скромность;
- доброта;
- вежливость;
- правдивость;
- дружелюбие и др.
Духовно-нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Патриотизм порождает любовь к труду, трудовой процесс влечет за собой коллективизм. Последний вытекает из чувства любви к своему народу. Народные сказки содержат своеобразную программу духовно-нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом.
Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством духовно-нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником жизни». Нравственное сознание определяется условиями материальной жизни общества, общественный бытием и находит отражение в сознании человека в форме нравственных понятий и суждений, которые регулируют отношения людей друг к другу и к обществу.
Сказки оказывают огромное влияние на детей, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Занятия, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А. С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что литературное чтение способствуют формированию духовно-нравственных качеств личности воспитанников.
Духовно-нравственное воспитание детей происходит не только на занятиях, но и в режимных моментах.
Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
• Патриотическое.
• Художественно-эстетическое.
• Спортивно-оздоровительное.
Частью формирования духовно-нравственных качеств личности детей является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовность служить Отечеству.
В данном направлении в детском саду проводятся беседы, конкурсы стихов о войне, конкурс рисунков, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», «Дню Героя», встречи с ветеранами войны, тружениками тыла. Дети принимают активное участие в различных акциях «Спасибо, деду за победу», «Письмо солдату», активно участвуют и в районных конкурсах.
Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств в детском саду проводится немало различных мероприятий художественно-эстетической направленности: недели эстетики, неделя православной книги, беседы "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Невозможно не отметить и традиционные праздники : «День знаний», «День пожилых людей», «День Матери», «Новогодний калейдоскоп», «Праздник мам», «День Семьи» и другие мероприятия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности. Традиционными для формирования духовно-нравственных качеств личности являются и сезонные праздники: осенью — «Праздник Золотой осени»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной— «Праздник птиц», «Именины березки» (Троица).
Первые духовно-нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие духовно-нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость. Поэтому проводится работа и с родителями, где тоже затрагиваются вопросы духовно-нравственного воспитания детей. Результативность работы по духовно - нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей
Духовно-нравственное воспитание способствует формированию
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Первые духовно-нравственные чувства… Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей Родине, ее природе, культуре, русскому народу. Через детский сад, семью, социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «русская культура», «русские традиции».