Елена Верховцева
Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом «Достопримечательности города»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск
Методическая разработка на тему: «Знай и люби свой город».
Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем. (продолжение)
Блок: «Достопримечательности города».
Раздел: «Скульптура родного города».
Д/и «Где находится памятник?» (1 вариант).
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Публикация «Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом „Достопримечательности города“» размещена в разделах
Материал: изображения памятников.
Ход: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
Д/и «Где находится памятник?» (2 вариант).
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.
Материал: карта-схема города Ульяновска, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.
Ход: Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.
Д/и «Знатоки Ульяновска».
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках города Ульяновска,
развивать зрительное внимание, память и воображение.
Материал: разрезные картинки с видами города Ульяновска, фишки.
Ход: Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.
Д/и «Пьедестал почета».
Цель: Закрепление представлений об архитектурных и скульптурных особенностях достопримечательностей Ульяновска, развитие связной речи.
Материал: изображения архитектурных и скульптурных достопримечательностей Красноярска, знакомых детям, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней.
Ход: Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.
Д/и «Что напутал художник».
Цель: закрепить знания детей о памятниках и скульптурах нашего города; развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память; воспитывать у детей интерес к родному городу.
Ход: На предложенных карточках имеется ошибка в изображении скульптур и памятников, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.
Д/и «Контуры и тени».
Цель: формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе; закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»; развивать зрительное внимание и усидчивость; воспитывать интерес к родному городу.
Ход: Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры (с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны - его контурное изображение).
Д/и «Дверная скважина».
Цель: формировать представления об памятниках архитектуры в нашем городе;
развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста; воспитывать интерес к родному городу.
Ход: Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку
листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку
можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.
Раздел: «Памятники природы Ульяновской области».
Д/и «Как зовут тебя деревце».
Цель: учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность.
Материал: Пазлы с изображением разных видов деревьев, листьев, плодов, семян.
Д/и «Птицы нашего города».
Цель: закреплять представления детей о птицах нашего города, уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни.
Материал: картинки с изображением птиц.
Д/и «Что в лесу растет, кто в лесу живет».
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире русского леса.
Ход: Воспитатель предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задает вопрос:
- Что в лесу растет? – и бросает мяч одному из детей.
Ребенок называет растение (дуб, грибы, ягоды и т. д.) и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос:
- Кто в лесу живет? – и бросает мяч ребенку.
Дети отвечают:
- Волк, медведь, заяц и т. д.
Д/и «Думаем о родном городе».
Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.
Материал: мяч.
Ход: Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.
• Человек вернулся заповедника с букетом ландышей.
• Человек сажает в парке возле своего дома деревья.
• Человек моет в Волге свою машину.
• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.
• После отдыха на Пальценском острове человек собрал весь мусор.
• Человек выгуливал свою собаку в парке возле ДК им. 1 мая и т. д.
Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.
Д/и «Четвертый лишний»
Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.
Материал: макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Ульяновского края. Карточки с птицами, животными и растениями России и других стран.
Ход: Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Ульяновском крае, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.
Д/и «Животные нашего края».
Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.
Материал: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.
Ход: На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном: как называется животное; где обитает; чем питается; какие звуки издает; как выглядит; как называются детеныши животного.
Д/и «Красный огонек».
Цель: закрепление знаний детей о растениях и животных Ульяновского края, занесенных в Красную книгу.
Материал: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.
Ход: Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира Ульяновского края те растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них.
Д/и «Я знаю десять названий».
Цель: Закрепление знаний детей о флоре и фауне родного края, достопримечательностях города и людях разных профессий. Развитие связной речи детей.
Материал: мяч.
Ход: Играть можно вдвоём с ребёнком и небольшой компанией. Игроки садятся в круг и перекидывают друг другу мяч со словами:
- Я знаю.
- Десять (семь, пять.)
- Названий. деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов.)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
- Липа - раз! Береза - два! Клён - три.
Тот, кто не смог ответить в свою очередь - отдаёт фант.
Как правило, в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.
Д/и «Времена года в городе»
Цель: : закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать
связную речь при составлении описательных рассказов о временах года; развивать
наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города.
Ход: Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.