Светлана Петрова
Дошкольник как специфический субъект образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов. (Большая Советская Энциклопедия). По концепции Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в дошкольном возрасте осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.
Публикация «Дошкольник как специфический субъект образовательной деятельности» размещена в разделах
Формирование субъектных свойств и качеств дошкольников необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребенка в позицию равноправного участника взаимодействия, учитывая его интересы и потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития. Путь этот требует от воспитателя мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного совершенствования. Одним из субъективных проявлений ребенка является его способность сделать выбор. Эта способность проявляется в организации и осуществлении деятельности, в выборе задач, средств, способов ее решения.
Одним из наиболее ярких проявлений субъективности является – детское творчество. Оно проявляется в разных продуктивных видах деятельности, в том числе и речевой, продуктом которой становятся сочиненные детьми рассказы, сказки, загадки, стихи. В процессе этого творчества развиваются воображение и фантазия.
Важнейшим условием развития творческих способностей у ребенка дошкольного возраста является непосредственное участие семьи в этом процессе. Именно дома, в общении с близкими людьми возникает мотивация творческой деятельности, потребность передать накопленные впечатления прошедшего дня в художественной деятельности. Особенно это характерно для поведения детей с трудностями общения, поведения, эмоционально – волевой сферы.
Передо мной как перед воспитателем стоит задача найти способы педагогического воздействия, позволяющие поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности, наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, предметами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность.
Так же важны для меня формы взаимодействия с ребенком, чтобы его активность в условиях обогащенной развивающей среды стимулировалась свободой выбора деятельности, чтобы ребенок играл, исходя из своих интересов и возможностей, занимался не воле воспитателя, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимания игровых материалов, чтобы этот процесс был не стихийным, а целенаправленным.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности - игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самостоятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениями того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).
Что касается других, предпосылочных психических свойств и способностей, то их формирование не должно идти во вред формированию качеств, непосредственно обнаруживающих себя в сегодняшней жизни ребёнка. Здесь опасен всякий нажим, всякое забегание вперёд, которое может привести к искусственному ускорению развития с неизбежными потерями. Подведение ребёнка к психологическим новообразованиям, полное развёртывание которых осуществляется за пределами дошкольного детства, должно осуществляться не вопреки особенностям возраста. А на их основе. Данные специальных исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и, в конечном счёте, к переходу на новую ступень детства. Такой переход носит скачкообразный характер, выступает в виде возрастного кризиса, после которого те психологические новообразования, которые занимали место предпосылочных, становятся стержнем дальнейшего развития.
На любой возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком - это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
Детская психика очень хрупка и ранима. Им нужно чаще говорить, что мы любим их, обнимать, хвалить. Это очень важно для ребенка. Наша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а в последствии этого чувство перерастает в уверенность в собственных силах.