Нинель Копань
Консультация для воспитателей «Дорога и дети. Опасность рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения, крайне важно в современных условиях. Несчастные случаи, травмы различной тяжести могут настигнуть ребё нка в различных условиях: дома, на прогулке, в процессе непосредственно-образовательной деятельности и т. д., но особую опасность представляет собой транспортный травматизм. Ежегодно под колёсами автотранспорта погибают, получают увечья и травмы (в том числе психологические, тысячи детей Новгородской области.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Темочки
Мы, взрослые: педагоги, родители, люди, ответственные за детей, должны принять это к сведению, так как это мы не смогли научить маленьких пешеходов правильному поведению на проезжей части, не смогли развить чувство опасности перед транспортом. Очень важно, чтобы ребёнок с самых ранних лет понял, что выполнение общепринятых, элементарных Правил дорожного движения – это норма, которую нужно запомнить, принять и необходимо соблюдать всегда и всем. Родители, бабушки, дедушки своим примером просто обязаны показывать малышам, как должен вести себя человек, который хочет надолго сохранить свою жизнь и жизнь других людей. К сожалению, нередки случаи, когда родители, будучи вместе со своими детьми на улице, нарушают Правила дорожного движения, тем самым, прививая детям опасные привычки, ведь когда ребёнок остаётся один на один с дорогой, он по привычке копирует поведение взрослого, так как он для него авторитет. Если школьники более самостоятельны, то малыши – дошкольники требуют особого внимания на улице. Особенности их поведения - дефицит внимания, гиперактивность, непредсказуемость, зачастую являются причиной происшествий на дорогах. Родители, воспитывающие ребёнка дошкольного возраста, нередко придерживаются мнения о том, что достаточно познакомить малыша с Правилами дорожного движения, рассказать и показать как правильно вести себя на улице, и он уже в безопасности. Но, даже зная правила, в силу особенностей своего возраста, ребёнок дошкольного возраста не способен ориентироваться в транспортной среде.
Организуя просветительскую деятельность среди родителей своих воспитанников по вопросам безопасности детей на дорогах, я начинаю свою работу с разъяснения о том, что избежать несчастных случаев на дороге можно только путём соответствующего воспитания ребёнка. Для этого предлагаю информацию о том, на что способен ребёнок сам в соответствии с возрастом. Данную информацию просто необходимо знать взрослым:
В три–четыре года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте, но не имеет представления о тормозном пути, поэтому он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
Начиная с шести лет ребенок имеет все еще довольно ограниченный угол зрения; еще не умеет правильно распределять внимание, отличать существенное от незначительного. Например, мяч, катящийся по проезжей части, может занять все внимание ребенка.
Лишь начиная с семи лет дети могут уверенно отличить правую сторону дороги от левой.
Только с восьми лет дети могут реагировать мгновенно, то есть тут же остановиться на оклик взрослого человека.
Необходимо помнить, что дорожно-транспортное происшествие – это не только травмы, увечья, смерти. Это ещё огромное количество страданий, которые переживают множество близких ребёнку людей. Это не только физическая, но и психологическая боль. В дальнейшем, ребёнок, попавший в дорожно-транспортное происшествие, может испытывать страх, эмоциональный дискомфорт перед поездкой в любом виде транспорта.
Я, как педагог, считаю проблему безопасности дорожного движения одной из самых актуальных на данный момент, в связи с тем, что увеличилось количество транспорта на дорогах, участились случаи нарушений Правил дорожного движения водителями. Рекомендую всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста обсудить на родительских собраниях с родителями своих воспитанников вопросы безопасности дорожного движения : нормы поведения детей на дорогах; нормы поведения в общественном транспорте; использование светоотражающих фликеров на одежде детей; обязательное применение ремней безопасности и других удерживающих устройств в личном транспорте.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно играя, дошкольник запоминает основные нормы и правила, пропускает через себя полученную информацию, принимает различные социальные роли и старается вести себя, так как требует тот или иной его персонаж. Реализуя образовательную область «Безопасность» с детьми своей группы я систематически провожу игры и упражнения, на закрепление Правил дорожного движения («Светофорик», «Дорога по правилам», «Дорожные знаки» и т. д.). Вот наиболее распространённые, не требующие особой подготовки от взрослого:
Игра «Огни светофора» Дети – пешеходы, ходят, бегают под бубен. Педагог показывает круг красного цвета – остановились. Жёлтый круг – приседают на корточки. Зелёный круг – снова двигаются. Можно взять в руки руль – круг.
Игра «Передай жезл» Играющие выстраиваются в круг, жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие – принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот у кого жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).
Игра «Грузовик» (для игры нужны мешочки с песком, руль, кубики). Участники команд держат руль и помещают на голову мешочек с песком – груз. Каждый участник обегает стойку и передаёт руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, не уронившая груз и первая выполнившая задание.
Игра «Да - нет» Если вы согласны с ответом, говорите «Да», если нет «Нет»
1. Входя в автобус, расталкиваете других пассажиров, стараетесь войти первым (нет).
2. Если кому-то нужна помощь, предлагаете её, не дожидаясь просьбы (да).
3. Если вам уступили место, не говорите «спасибо» (нет).
4. Если вы читаете в транспорте, держите книгу так, чтобы не мешать другим (да).
5. Надо привлекать внимание окружающих слишком громкими разговорами с другом или по телефону (нет).
6. Нельзя есть мороженое в общественном транспорте, сорить (да).
7. Занимайте свободные места сумками, ранцами (нет).
8. Надо приклеивать жвачку к сиденьям (нет).
Если в семье и дошкольном учреждении не формируются соответствующие навыки безопасного поведения ребёнка на дороге, то малыш всё равно приобретает их методом проб и ошибок, подвергая себя риску несчастного случая. Пока ребёнок держит нас за руку, мы спокойны за него, но придёт время, когда он выйдет на улицу самостоятельно, и мы должны быть уверенны, что подготовили его к этому.