МААМ-картинки

Конспект занятия по экологии на тему: «Доктора леса»

Екатерина Раильевна Дивисенко
Конспект занятия по экологии на тему: «Доктора леса»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по экологии на тему : «Доктора леса»

Цели:

Продолжать формировать умения находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилетели птицы…

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по экологии на тему: „Доктора леса“» размещена в разделах

Закреплять знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Развивать зрительную память.

Закрепить усвоение соотношения целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник (игра «Сложи квадрат» - итоги – общая дорожка).

Развивать логическое, системное мышление.

Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

Материал: Иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблица к стихотворению, модель проталины, игра «Сложи квадрат», системный оператор, проигрыватель модели «Весна».

Модели: Признаки весны, существенные признаки птиц.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, беседы, загадки о птицах.

Ход занятия :

1. Педагог загадывает детям загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной)

Дети объясняют свой ответ, используя модели «Весна»

Яркое солнце. Дождь. Проталины, первые цветы. Зеленеют деревья. Насекомые. Прилет птиц.

Педагог: Сколько месяцев длится весна? Назовите их. ( 3 месяца: март, апрель, май)

Педагог: Какой сейчас месяц? (апрель)

Педагог: Апрель – середина весны. Снег растаял. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идет теплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыш, мать – и – мачеха, купальница. Цветут деревья: тополь, береза, осина. Прилетают перелетные птицы. В лесу шумно от птичьего разноголосья. Хотите послушать музыку весны в лесу?

2. Педагог: В весеннем лесу сыро, давайте посмотрим дорожку, чтобы нам удобнее было гулять (перемещение по группе).

Игра «Сложи квадрат» : каждый складывает свой квадрат, затем объединяют в одну «дорожку». По окончании постройки дети подходят к репродукциям картин И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели».

Звучит музыка (А. Вивальди «Весна»). По окончании музыки дети делятся своими впечатлениями, читают стихи о весне.

Педагог:

Тишина стоит вокруг,

Вышли мы сейчас на луг.

Вышли мы сейчас на луг.

Педагог: Посмотрите на мою «Проталину» - на что она похожа? (ответы детей)

Педагог: На проталинах появились цветы. В каком месяце это было? Посмотрите, сколько подснежников! «Сорвите» по два цветка и вставьте, не мешая друг другу.

С теплыми лучами солнца «цветок» начинает распускать «лепестки» : приготовьте правую руку – кисть со сложенными вытянутыми пальцами – «бутон». «Цветок» медленно начинает распускаться: сссссссс… (показ педагогом длительного выдоха). Улыбнитесь. Покажите зубки. Прижмите кончик языка к нижним зубам. «Цветок» распускается… Распустился.

Покажите «цветок» солнышку (поднять руки вверх, круговое движение кистью). Смотрите! Еще «цветок» распускается (левая рука, повтор упражнения). Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются: ссссс…Начался «веселый дождик» (подскоки с высоким подниманием рук вверх и в стороны). (Ощутить чувство радости и веселья). Поднялся ласковый ветерок (наклоны в стороны, руки вверху). Скорость увеличивается – ураган (по мере ускорения движения и увеличения амплитуды ощущать сначала чувство радости, затем тревоги). «Сверкнула молния» (из основной стойки выпады в различных направлениях с резкими движениями руками. Ощущать чувство торжества и силы.

Ветер прогнал тучи, «солнышко просыпается» (из приседа медленно встать, подняться на носках, потянуться руками вперед и вверх к «солнцу». Ощутить радость рождения нового дня). Мнемотаблица.

Педагог: Идем по лесу. Кругом мох да мох, и сосенки на нем растут. А вот и большие черные – черные птицы летят на поляну: Ш! Ш! Ш! Ш! (Движение по кругу)

Что же это за птицы? (Показ иллюстрации тетеревов). Это, дети, лесные петухи. У них синеватые головы с коротким клювом и красными бровями. Петухи красуются перед тетерками, чуфыкают, бормочут:

«Чуфф – ши! Чуфф – ши!

Красные брови хороши!»

Всех прилетных птиц

Чистит пашню от червей.

Взад – перед по пашне вскачь.

А зовется птица….(грач)

Ходят важные, носами землю ковыряют: червяков ищут. ( Дети изображают: «Кра! Кра! Весна! Весна!»)

А по болоту ходят такие большие птицы – ростом прямо с баранов, и шеи у них длинные – длинные. Кто такие? Трру! Трру – рру! (Журавли)

Педагог: А кто поет такую песню:

Зинь – зинь – танн!

Зинь – зинь –танн!

Скинь кафтан!

Скинь кафтан! (Синичка)

Педагог: Каких перелетных птиц вы еще знаете? (ответы детей)

Педагог: А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? (ответы детей)

Педагог: Сегодня я расскажу вам о самых настоящих докторах леса.

3. (Перед системным оператором.)

4. Педагог: Моя первая загадка об одном из них:

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник? (Дятел)

Педагог: (рассказывает, используя системный оператор)

Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов, дровосеков. Посмотрите, какой клюв у дятлов. Зачем он ему? Правильно, он не только из - под коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, и семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла острый и липкий, он им насекомых из любой щели достает. Посмотрите на лапки и хвост дятла. Почему они такие? Лапы у него короткие, с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит ему опорой при долбении.

Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают. На стволах деревьев, кроме дятлов, кормятся поползни (показ иллюстрации). Как вы думаете, умеют ли поползни, как дятлы, долбить кору? Почему эту птичку назвали поползень? (Ответ детей)

Педагог: В отличие от дятлов поползни не долбят кору, а собирают насекомых с поверхности стволов деревьев.

Иволга – тоже лесной доктор. (Показ иллюстрации). Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы. А вот еще загадки:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (Петух)

Кто там прыгает – шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым – чистым,

«Кле, кле, кле» поет со свистом? (Клест)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом на угад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся в высь и был таков. (Пеликан)

Можно ли этих птиц называть докторами леса? (ответы детей)

Педагог: Как вы думаете, надо ли заботится о птицах, которые не поедают насекомых – вредителей: Объясните свой ответ. (Ответ детей)

Педагог: Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

На планете мы останемся одни.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Части растений»Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: "Части растений" Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.

Занятие лепка Конспект занятия Задачи: Учить детей, совершая круговые движения ладонями, лепить из пластилина витамины шарообразной формы; пользоваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии на тему: «Доктора леса»
Опубликовано: 25 сентября 2012 в 20:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологии на тему: «Доктора леса»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Раильевна Дивисенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД