Людмила Кустова
Дидактические материалы для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кустова Людмила "Дидактические материалы"
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью,
является источником обширной информации, методом обучения и воспитание
ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих
способностей, всестороннего развития ребёнка.
Чтобы игра развивалась и обучала ребёнка, создаются специальные пособия.
Дидактические материалы для второй младшей группы я изготовила
Публикация «Дидактические материалы для дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2023
самостоятельно. Пространство, в котором играют дети должно быть не
только удобным и светлым, но и познавательным. В этом помогут хорошо
подобранные дидактические материалы.
Дидактические материалы являются элементом игры. Дети развиваются
быстро, поэтому для каждого ребёнка нужно что- то своё.
Цели применения дидактических материалов :
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности
- развитие внимания, памяти, мышления
- дидактический материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог запомнить, что изображено
- материал не должен быть быстро ломающимся, хрупким
- материал должен быть безопасным и гипоалергенным.
Предлагаемые дидактические материалы будут эффективным методом
обучения лишь в том случае, если их проводить с детьми ежедневно, с
постепенным усложнением содержания, игровых правил и действий.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: учить детей выделять форму предмета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Материал : картинки, вырезанные из журнала «Раскраски» и приклеенные на картон.
Содержание. Разрезанные картинки на три части кладутся на стол. Нужно предложить детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. Части нужно соединить так, чтобы получилось чьё то изображение.
1. Дидактическая игра «Волшебные дорожки»
Цель: развивать мелкую моторику, внимание, мышление, закрепить основные цвета, воспитывать самостоятельность,
Материал : пуговицы разного цвета, разноцветные кружочки вырезанные из цветной бумаги и приклеенные на картон, шаблоны домик и кораблик.
Содержание. Детям раздать карточки и предложить положить на кружочки пуговицы соответствующего цвета.
2. Дидактическая игра «Раскрась домик и кораблик»
Цель: развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, внимание, мышление.
Содержание. Был сильный град и он пробил домик, где жил медвежонок с мамой и кораблик, на котором они собирались отправиться в путешествие. Ребята, давайте поможем медвежонку с мамой отремонтировать домик и кораблик. Предложить ребёнку разложить пуговицы в домике и кораблике по цвету.
Дидактическая игра «Посмотри и запомни»
Цель: развивать память, внимание, воображение.
Материал : разные предметы, нарисованные на листе картона.
Содержание. Положить на стол карточку. Попросить ребенка посмотреть внимательно на карточку и запомнить изображения. Потом прикрыть карточку листом бумаги и попросить назвать предметов, нарисованных на карточке.
Дидактическая игра «Закрой окошечко»
Цель: тренировать в подборе фигур по образцу, закреплять навык обследований геометрических фигур приёмом обведения пальчиком и наложения.
Материал : паровозик, вырезанный из цветной бумаги и наклеенный на картон, геометрические фигуры. вырезанные из картона.
Содержание. Паровозик вез ребят из деревни в детский сад. Но вот нахмурился день и закапал дождик. Помоги закрыть окошечки во всех окнах, чтобы ребят не замочило.
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, цвете. упражнять в их назывании.
Материал : круг, квадрат, треугольник, вырезанный из картон разного цвета.
Раздаточный материал : карточки с контурами геометрических лото.
Содержание. Нужно показать детям фигуры, обвести каждую пальцем Дается задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат в коробочке. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
Дидактическая игра с бельевыми прищепками.
Цель: развивать мелкую моторику рук, детскую фантазию, формировать умение различать и объединять предметы по признаку и цвету.
Материал : разноцветные бельевые прищепки, вырезанные из картона силуэты лука, осьминога, ёлочки, тучки, солнышка и ёжика.
Содержание. Ребята к нам в гости пришли прищепочки и хотят с вами поиграть. Отгадайте загадку. Светит, сверкает, всех согревает. Что это? (Солнце).
- Правильно это солнце.
- Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков).
- Какого цвета лучики у солнышка? (Желтого).
- Давайте подарим солнышку лучики. Достаём из коробки жёлтые прищепки и прицепляем солнышку лучи.
- Следующая загадка. Без огня горит, без ног бежит, без крыл летит. Что это? (Тучка)
- Правильно это тучка.
- Что капает из тучки? (Дождик).
- Какого цвета дождик? – (Синего).
Достаём из коробки прищепки синего цвета и дарим тучке.
- Отгадаем следующую загадку. Зимой и летом, одним цветом. Что это? (Ёлочка). - Правильно это ёлочка.
- Какого цвета у ёлочки иголки? (Зелёного).
- Прикрепим ёлочке зелёные прищепки.
- Следующая загадка. Чесноку любимый брат. Что это? (Лук).
- Правильно, ребята, это лук
- Какого цвета у лука пёрышки? (Зелёного). Значит, подарим луку зелёную прищепку.
- Ещё одна загадка. Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках – это (ёжик0
- Правильно. Какого цвета у ёжика колючки? (Серого).
- Значит, подарим ёжику серые прищепки.
- Последняя загадка. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – (осьминог).
Смотрите, какого цвета осьминог? (Фиолетового).
Значит, и ножки прикрепим фиолетового цвета.
Чудесный мешочек «Кто спрятался?»
Цель: расширять представления детей о птицах, воспитывать познавательный интерес к ним, закрепить знание цветов и геометрических фигур.
Материал : Мешочек, сшитый из ткани, карточки с изображением птиц, вырезанные из журнала и приклеенные на разноцветный картон разной геометрической формы.
Содержание: Предложить ребёнку достать карточку из чудесного мешочка. Попросить назвать какая эта геометрическая фигура, какого цвета и попросить назвать изображение птички.
Дидактическая игра «Поможем зайчику»
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах, умение соотносить название овоща или фрукта с его изображением на картинке.
Материал : зайчик вырезанный из картона на подставке, корзина сделанная из картона, овощи и фрукты вырезанные из картона.
Содержание. Ребята, смотрите, к нам в гости пришёл зайчик с корзиной. У зайки проголодались детки, а у нас в огороде выросло много овощей и фруктов. Помогите зайчику набрать еду для зайчат. Но зайчики не всё едят. Положите в корзину только те овощи и фрукты, которые едят зайчата.
- Эта овощ как называется? (Огурец)
.- Огурцы едят зайчики? (Нет). – Огурец в корзину вы положите? (Нет).
- А эта овощ как называется? (Капуста). – Капусту едят зайчики? (Да).
- Капусту в корзину положите? (Да). т. д.
Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Цель: научить детей объединять предметы по сюжету и цвету, упражнять в подборе аналогичного цвета.
Материал : домики разных цветов, квадраты вырезанные из картона. На белом окошке нарисована мышка.
Содержание. – Ребята, вы знаете где живет мышка? (В норке).
- Она очень любит играть в прятки. От кого прячется мышка? (От кошки)
- Вот. и мы поиграем в игру «Спрячь мышку»).
- Вот домик мышки. Какого он цвета? (Зеленого)
- А какого цвета квадрат нужно подобрать к нему? (зеленый).
- Почему зеленый? (Потому что домик зелёный)
-А теперь спрячьте своих мышек от кошки.
Дидактическая игра «Достань фигурку»
Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить знание цветов, название геометрических фигур.
Материал : пластмассовая ёмкость, крупа пшенная, пластмассовые геометрические фигурки.
Содержание. Спрятав поглубже несколько геометрических фигур, попросить ребенка найти нужную мне фигурку и назвать. Если ребенок достанет другую фигурку, то нужно попросить назвать её. Таким образом, ребенок проговаривает и запоминает слова, обогащает свой словарный запас.
Дидактическая игра «Ремонтируем окошко»
Цель: тренировать ребенка в подборе фигур по образцу, развивать мелкую моторику рук.
Материал : осколки стекла, вырезанные из картона, карточки с контурами разбитого стекла.
Содержание. В сказочном зимнем лесу разыгрался сильный ветер. Он так расшалился, что не заметил, как в домиках зверят от его дуновения полопались окна. Теперь медвежонку, зайчонку и лисичке требуется помощь, чтобы отремонтировать окошки. Если этого не произойдёт, то они замерзнут в своих домишках. Давайте выручим зверят!
Дидактическая игра «Собери светофор»
Цель: формировать представление детей об элементарных правилах дорожного движения. Дать представление о значении светофора, закрепить назначение красного, жёлтого, зелёного цвета.
Материал : красные, зелёные, желтые кружочки вырезанные из картона.
Содержание. Красный глазом заморгает –
Стой! Замри как часовой!
Жё лтый свет предупреждает:
На дорогу - ни ногой!
А зелёный – отомри!
Путь свободен впереди!
Дидактическая игра «Чудесный домик»
Цель: формировать умение узнавать и называть предметы, развивать речь, мелкую моторику рук.
Материал : мелкие игрушки : зверята, домик, сшитый из двух слоёв ткани с плотным тонким утеплителем для сохранения формы. Стены у домика раскладываются и крепятся на липучках.
Содержание. Ребята, к нам в группу пришло приглашение от зайчика. Пойдемте в гости? (Пойдемте). Ребята, вот мы и пришли. Посмотрите, какой красивый домик. Давайте, постучим в дверь и узнаем, кто там живет. (Стучат в дверь). Из домика выходит Зайка. – Я хозяйка в этом доме. – А кто живет со мной вам интересно? (Интересно). Из домика слышится хрю – хрю. (Достаём игрушечного поросёнка). - Это кто детки? – спрашивает зайка. - Кто так хрюкает? (ответы детей). Зайка протягивает игрушечного поросенка детям и просит погладить. (Те же самые действия повторяются со всеми жителями домика)
Список используемых источников и литературы.
1. Журнал «Ребёнок в детском сад» (№1,2013, ст. 71)
2. Журнал «Учимся играя» (№6,2010, ст. 9; №5, 2010, ст. 9; №2, 2010,ст. 5)
3. А. К. Бондаренко Дидактическая игра в детском саду. Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Издательство: Просвещение, 1985, - 176с.
4. www maam.ru
5. ped – kopilka.ru