Юлия Ивановна Карпова
Дидактические игры для развития музыкального восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация «Играем в музыку. Дидактические игры на развитие музыкального восприятия».
Слайд 1.
Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
Публикация «Дидактические игры для развития музыкального восприятия» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Одной из основных задач современного образования является развитие музыкальности ребенка. Так как восприятие музыки довольно сложный процесс, требующий от ребенка внимания, мышления, определённых знаний, то актуальность использования игры, как основного вида детской деятельности, имеет особое значение. В сфере музыкального образования
значительная роль отводится музыкально-дидактическим играм, так как они
представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности.
Слайд 2.
Цель: формирование у детей музыкальных способностей.
Задачи: - вызвать интерес к музыке и творчеству;
- развивать музыкально-сенсорные способности;
- приобщать детей к музыкальной культуре;
- формировать знания о средствах музыкальной
выразительности и свойствах музыкального звука (громкость, длительность, высота).
Слайд 3.
Различают три группы музыкально-дидактических игр :
- к первой относятся игры, которые дают детям представление о характере
музыки (весело-грустно, музыкальных жанрах (песня, танец, марш);
- во вторую включены игры, цель которых дать представление о содержании
музыки, о музыкальных образах;
- третью группу составляют игры, которые формируют у детей
представление о средствах музыкальной выразительности.
Также музыкально-дидактические игры различают по видам :
Игры для развития высотного слуха ;
Игры на развитие чувства ритма;
Игры на развитие тембрового слуха;
Игры на развитие памяти и слуха;
Игры на развитие детского творчества.
Слайд 4
Музыкально – дидактические игры, которые я использую, просты, доступны. Применение музыкальных игр даёт мне возможность провести организованную образовательную деятельность наиболее содержательно и интересно. Используемые мною музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.
Предлагаю внимание картотеку музыкально-дидактических игр.
Слайд 5.
Волшебный мешочек. (младший возраст).
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход: педагог показывает детям мешочек и говорит : «К нам на занятие
Пришли гости. Но где-то они спрятались? Может быть здесь?
(показывает на мешочек).
Сейчас мы послушаем музыку и узнаем,кто там».
Звучат произведения «Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина,
«Медведь» В. Ребикова. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из
Мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Слайд 6.
Что делают дети? (младший возраст).
Цель: развитие чувства ритма.
Ход: Детям предлагаются три картинкам: дети спят, маршируют,
танцуют. Звучит музыка, дети указывают на соответствующую картинку.
(«колыбельная», марш, танец).
Слайд 7.
Угадайка-ка (младший возраст).
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход: Игра проводится с подгруппой детей за столом. У каждого одна
карта и две фишки. Педагог произносит : «Га-га-га» (поет ре первой
октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть
его фишкой. Педагог произносит : «Га-га-га» (поет ля первой октавы,
дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Слайд 8.
Музыкальное лото. (старший возраст).
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход: Ребенок – ведущий играет на инструменте мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты –кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейки.
Вариант2. Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку
Выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (куплет,
Треугольник (вступление, квадраты (припев).
Слайд 9.
Бубенчики (старший возраст).
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Ход: Взрослый рассказывает: «Жили-были три веселых бубенчика:
Динь. Дан. Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел
тоненьким голоском. «Динь-динь»- звучала его песенка. Дан пел
песенку средним голосом : «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был
потолще, пониже чем у братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его
песенка (используется фланелеграф, на котором три линеечки и
Бубенчики должны быть в своих домиках)».
Слайд 10
Что музыкальный инструмент расскажет о себе. (старший возраст)
Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах.
Развитие тембрового слуха.
Ход: инструменты лежат за ширмой. Ребенок подходит к ширме, вытаскивает из коробки инструмент, и, не показывая детям, начинает рассказывать о нем. (можно задать наводящие вопросы «Что умеет делать инструмент?», «На что похож звук инструмента?», «Как извлекается звук?».
Слайд 11
Игра с пуговицами. (старший возраст) (можно с нитками)
Цель: Закреплять понятие о длинных и коротких звуках.
Ход: Крупные пуговицы поются длинным звуками, мелкие-
короткими. Пропеть на гласную букву. Затем предлагается придумать
Свою мелодию.
Слайд 12
Прогулка. (младший возраст)
Цель: развитие чувства ритма.
Ход: «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, возьмем с собой деревянные ложки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет ложками друг о друга. Дети повторяют тот же ритмический рисунок). А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали (частыми ударами ударяем ложками). Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю (медленные удары ложками) .Остальные дети стали быстро прыгать (быстрые удары ложками). Но вдруг на небе появилась туча и спрятала солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие, редкие капли, а потом начался сильный ливень. Испугались ребята и побежали в детский сад».
Слайд 13
Учитесь танцевать. (старший возраст).
Цель: развитие чувства ритма.
Ход: У педагога в руках большая матрешка. У детей маленькие.
Большая матрешка учит танцевать маленьких. Педагог отстукивает
Своей матрешкой по столу ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении
Игры ведущим может быть ребенок.
А теперь я вас всех приглашаю поиграть.
Слайд 14
Музыкально – дидактическая игра «Грустный – весёлый клоун» (старший возраст)
Цель: развитие ладотонального слуха.
Атрибуты игры : две иллюстрации (на плотном картоне). На одной изображён веселый персонаж, на другой – грустный.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию (дидактическое пособие) с изображением сказочного персонажа. Затем напоминает, что музыка бывает весёлая мажорная и грустная минорная. Исполняются разнохарактерные отрывки из музыкальных произведений. В соответствии с характером звучащей мелодии, детям необходимо выбрать нужную картинку.
Слайд 15
Особое внимание я уделяю поэтическому музицированию.
Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала, детям легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык.
Красные нотки, я предлагаю вам поучаствовать в поэтическом музицировании «День и ночь», целью которой является развитие ритмического, интонационного и тембрового слуха.
Слайд 16
Поэтическое музицирование «День и ночь»
Цель: Развивать ритмический, интонационный, тембровый слух в играх со словом и инструментами.
Ход игры : Участники озвучивают стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С. Музыкальный руководитель предлагает прослушать стихотворение и в конце каждой строчки, участники игры должны проиграть любой ритмический рисунок.
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду: (Дудочка, фольга)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Барабан)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Трещётка)
Гром ударил ещё раз : (Кастрюля)
И затихло всё тот час.
А теперь я приглашаю всех принять участие в игре «Принц и принцесса», на совершенствование динамического восприятия и чувства ритма.
Слайд 17
Принц и принцесса. (старший возраст).
Цель: совершенствование динамического восприятия и чувства ритма.
Ход: дети стоят в кругу. Выбирается принц, который закрывает глаза,
И в это время в ладони одной из девочек кладут бантик. Она принцесса.
Принц должен узнать принцессу по громкой музыке. Звучит «Вальс», принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми. Взрослый регулирует музыку : от тихого звучания до громкого.
Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу.
Девочка раскрывает ладошки, показывая бантик. В качестве усложнения принц и принцесса должны станцевать (придумать свой танец).
И в заключении, чтобы каждая из вас сегодня побывала в роли принцессы, я предлагаю вам небольшие сувениры - бантики принцессы.