Марина Исаева
Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Публикация «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).
Эффективность дидактической игры как средства развития элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста велика. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
С этой целью была обогащена развивающая предметно - пространственная среда группового помещения. Был оформлен центр занимательной математики - тематически оснащенный играми, пособиями и материалами, которые интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуальных способностей.
Организуя центр занимательной математики, исходили из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в центр такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. В течение года, по мере освоения игр, вносили новые, более сложные, разнообразить виды игрового материала.
Это игры:
на освоение умений соотносить предмет с изображением, контуром или силуэтом («Найди такой же», «Рамки-вкладыши»);
выбор таких же элементов при составлении целого из частей («Сложи квадрат», «Составь картинку», игры с пазлами);
на объемное моделирование — сооружение простых построек из элементов (серии игр «Кубики для всех», конструкторы);
на воссоздание узоров, изображений по образцам или по замыслу («Уникуб», «Сложи узор»);
на освоение умений группировать по форме («такие же», «столько же», «все квадратные», по форме и размеру (круглые большие, пользуясь логическими блоками Дьенеша, другими материалами.
Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, старались строить с учетом дидактических принципов : научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1 блок: Совместная деятельность взрослого и детей:
- Организованная образовательная деятельность,
- Совместная деятельность в ходе режимных моментов
2. Блок – самостоятельная деятельность детей.
В процессе проведения занятий мы использовали следующие дидактические игры, которые условно разделили по дидактической цели игры :
Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день», «Что мы делаем?»;
Игры на ориентирование в пространстве: «Кто впереди, кто сзади», «Расставим игрушки», «Куда закатился мяч?»;
Игры с геометрическими фигурами: «Какие бывают фигуры», «Волшебники» (палочки Кюизенера, «Геометрическое лото», «Составь пару», «Подбери заплатку», «Найди все фигуры, как эта» (блоки Дьенеша);
Игры на развитие умения сравнивать предметы : «Спрячь зайца»,«Подбери гараж», «Одень куклу», «Подбери чашку к блюдцу», «Матрёшкины подружки», «Веселый поезд», «Подбери лыжи», «Весёлые дорожки»;
Игры на развитие внимания, мышления: «Разложи правильно», «Найди не такую фигуру, как у меня», «Сложи фигуру», «Волшебные дорожки» (палочки Кюизенера).
Место данного материала в структуре занятия определялось в соответствии с индивидуальными особенностями детей, программным содержанием. задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.
Совместную деятельность также организуем в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей.