Альбина Нурулина
Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по теме: «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»
ФГОС ДО гласит, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). (п. 2.6 ФГОС ДОО)
Публикация «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.
В V – вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, А. С. Метлина и др.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Вопросами теории и разработкой дидактических игр занимались такие педагоги как З. И. Тихеева, А. П. Усова, Д. В., Менджерицкая, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина и др.
Л. А. Венгером была разработана система дидактических игр по ознакомлению дошкольников с внешними свойствами предметов.
Поэтому основными задачами являются:
1. Содействовать формированию у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
2. Способствовать развитию у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.
3. Развивать у детей умение устанавливать количественные соотношения.
Организовывая познавательную деятельность детей дошкольного возраста в форме дидактических игр, обеспечивается накопление представлений у детей представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и т. д., которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Для выявления уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников проводится диагностика по следующим критериям:
1. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме;
2. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
3. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
4. Понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди, сзади, слева, справа, на, под, верхняя, нижняя;
5. Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».
Немаловажное значение в развитии элементарных математических представлений имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В связи с этим в группе обогащается развивающая предметно пространственная среда, оформляется центр занимательной математики - тематически оснащенный играми, пособиями и материалами, которые интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуальных способностей.
Организуя центр занимательной математики, исхожу из принципа доступности игр детям в данный момент.
В течение года, по мере освоения игр, вношу новые, более сложные виды игрового материала.
Это игры:
на освоение умений соотносить предмет с изображением, контуром или силуэтом («Найди такой же», «Рамки-вкладыши»);
выбор таких же элементов при составлении целого из частей («Сложи квадрат», «Составь картинку», игры с пазлами);
на объемное моделирование — сооружение простых построек из элементов (серии игр «Кубики для всех», конструкторы);
на воссоздание узоров, изображений по образцам или по замыслу («Уникуб», «Сложи узор»);
на освоение умений группировать по форме («такие же», «столько же», «все квадратные», по форме и размеру (круглые большие, пользуясь логическими блоками Дьенеша, другими материалами.
В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективный план использования дидактических игр для развития элементарных математических представлений.
Проблему формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр невозможно решить без активного участия родителей. С родителями провожу анкетирование с целью изучения семейного опыта на тему «Математика для развития Вашего ребенка», родительское собрание по теме «Игры малышей».
Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей строю с учетом дидактических принципов : научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
Блок -совместная деятельность взрослого и детей
• Занятия по познавательному развитию
• Образовательная деятельность в режимных моментах: игровые ситуации, проблемные ситуации, дидактические и подвижные игры.
Блок – самостоятельная деятельность детей.
• Игры (дидактические, подвижные)
• Наблюдения
• Рассматривание иллюстраций
Дети применяют полученный опыт в других видах деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной)
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Таким образом основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность, организованная в форме игр.
Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
В процессе её проведения, происходит постоянная смена видов деятельности. Дети принимают участие в организованной образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.
В процессе проведения НОД использовала дидактические игры, которые условно разделили по дидактической цели игры :
Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день»,«Что мы делаем?».
Игры на ориентирование в пространстве: «Кто впереди, кто сзади», «Расставим игрушки», «Куда закатился мяч?»,
Игры с геометрическими фигурами: «Какие бывают фигуры», «Волшебники» (палочки Кюизенера, «Геометрическое лото»,«Составь пару», «Подбери заплатку», «Найди все фигуры, как эта»(блоки Дьенеша).
Игры на развитие умения сравнивать предметы : «Спрячь зайца», «Подбери гараж», «Одень куклу», «Подбери чашку к блюдцу», «Матрёшкины подружки», «Веселый поезд», «Подбери лыжи», «Весёлые дорожки».
Игры на развитие внимания, мышления: «Разложи правильно», «Найди не такую фигуру, как у меня», «Сложи фигуру», «Волшебные дорожки» (палочки Кюизенера).
Совместную деятельность организую в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей.
В процессе работы с детьми использовали следующие методы обучения: наглядный; словесный; практический; игровой.
При использовании наглядного материала, математические понятия становятся доступными, а практические задания выполнимыми благодаря развитию зрительной памяти, для чего использовали различные карточки – схемы, разрезные картинки, образцы, игровые поля для действия с предметами, фишки. При этом стараюсь, чтобы используемый материал был эстетичным, привлекал внимание детей, а также нёс четкую обучающую значимость.
Использование наглядного метода в той или иной степени переплетается со словесным методом.
Наряду с наглядным и словесным методом использую практический метод.
Так как вся работа с детьми построена на игровой деятельности с игровым занимательным материалом, то основным приемом является игровой. Так, например, при моделировании плоскостных фигур дети не просто перекладывают фигуры по схеме, они помогают персонажу, спасают его и т. д.
В самостоятельной игре ребенок осознает и воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата. Он сам преодолевает трудности, овладевает элементами самоконтроля.
Работу по освоению дидактических игр и пособий строю поэтапно.
1 этап: Мотивационно – ориентировочный.
Цель данного этапа: заинтересовать детей игрой, создать радостное ожидание новой игры, вызывать желание играть. Использую проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к новой игре.
2 этап: Содержательно –деятельностный.
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. На данном этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо поддержать поведение детей в игре.
Использую проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к игровой деятельности.
3 этап: Рефлексивный.
В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей
Важно на данном этапе подчеркнуть достижения, успехи каждого ребенка при решении игровых задач.
Мои воспитанники с удовольствием включаются в игры со взрослыми, сверстниками, проявляют инициативу: придумывание детьми нового варианта игр.