Анна Тяпкина
Дидактическая игра как средство ФЭМП дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Тема: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.
Публикация «Дидактическая игра как средство ФЭМП дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, задачи, интересные и яркие пособия.
Для того, чтобы детям было интересно, чтобы они были внимательны, с удовольствием выполняли задания я решила изготовить новые пособия.
2 слайд. Использование дидактических игр позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний, создает радостное рабочее настроение, вызывает у детей глубокое удовлетворение
3 слайд. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, игры на логическое мышление.
4 слайд. Игра «Пирог», «Яблоко».
(счёт, количество, деление целого на части, сравнение).
Задачи: Учить называть части и сравнивать целое и части.
Учить детей делить предмет на 2, 4, 6, 8 частей
Описание игры: Дети видят на доске сначала целый пирог, потом «пирог», делится пополам и называется часть, затем на 4- (1/4) ,на 8 – (1/8).
«На сколько равных частей сначала разделили яблоко? Сколько получилось таких частей? На сколько равных частей потом разделили яблоко? Сколько получилось частей? Что больше и что меньше: половина или целое яблоко? 2 половины или целое яблоко? 1 из 4 частей (/4) или половина (/2?»
5 слайд. -
6 слайд. Игра : «Часы»
Задачи:
Учить детей соотносить цифры и число предметов.
Учить определять время по часам.
Закреплять названия геометрических фигур.
Закреплять навыки прямого и обратного счета.
Описание игры:
• 1 вариант: Дети устанавливают стрелки по желанию на любую цифру,либо педагог сам предлагает. В зависимости от уровня подготовки, ребенок самостоятельно, либо при помощи воспитателя определяет время.
2 вариант: Ребенок по порядку или в разброс переводит стрелки, указывая на цифру, называет ее и пересчитывает число геометрических фигур (называя их).
Форма организации: подгрупповая и индивидуальная.
7 слайд-
8 Слайд. Дидактическая игра : «Математическое дерево».
Задачи:
Учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Закреплять умение составлять число из двух меньших
Упражнять в счете в прямом и обратном порядке
Упражнять в количественном и порядковом счете
Описание игры:
1 вариант: «Летнее дерево» :
Детям предлагается посчитать количество красных, желтых яблок.
2 вариант: Детям предлагается повесить яблоки красные и желтые на дерево и составить условие, вопрос, решение,ответ задачи.
3 вариант:
Посередине дерева вывешивается цифра. Нужно отсчитать то число яблок, которое указывает цифра на дереве. Далее разделить это число на 2 меньших всеми возможными способами.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Работа с остальными деревьями производится по такой же схеме.
9 слайд-
10слайд-
11 слайд Игра : «Числовые домики»
• Цель: закрепление состава чисел.
• В каждом домике живет столько жильцов, сколько указано на крыше. В этом домике живет 4 жильца. В одной квартире уже поселилось 2 человека. Сколько человек будет жить в другой квартире? Почему?
• Ход игры:
• 1 вариант:
• У воспитателя числовые домики.
• а) Воспитатель показывает домик: Сколько в этом домике должно быть жильцов? Сколько уже поселилось? Сколько будет жить в другой квартире? Почему?
• б) Воспитатель показывает домик: `В этом домике живет число 4. Сколько надо прибавить к 3, чтобы получилось 4.` Дети показывают нужные числа, а один по просьбе воспитателя объясняет свое решение.
• в) Воспитатель показывает домик: `4 - это 3 и. ` Дети показывают число. Возможно объяснение решения.
• 2 вариант:
• Все домики лежат на столе.
• Выберите все домики с цифрой 5 (или любой другой) на крыше. Заполним пустые окошки. Какое число положили в окошко? Почему?
• 3 вариант:
• У воспитателя домики. У детей карточки с цифрами.
• Игра «Молчанка». Воспитатель показывает домик, а дети поднимают нужное число.
Слайд: 12 Числовые домики своими руками (ФОТО)
Слайд 13:Игра : «Рыбки в озере»
Цель: закрепление умений совершать арифметические действия в пределах 10.
Задачи:
Тренировать детей в решении примеров в пределах 10;
Закреплять знания о составе числа;
Совершенствовать навыки счета в решении примеров;
Учить пользоваться математическими знаками;
Развивать математическую память и логическое мышление
• Описание игры:
• 1 вариант: Детям предлагаются рыбки с примерами. Решив пример, они должны подобрать для нее «домик - озеро»,номер которого совпадет с ответом примера.
• 2 вариант: Ведущий раздает каждому «домик- озеро» и предлагает заселить его рыбками. Нужно чтобы ответ примера на рыбке совпал с номером «домика».
Слайд 14:Ребята принимали активное участие в изготовлении данной игры.
Слайд 15: Как дети непосредственно играют в эту игру.
Слайд 16: Игра : «Птички в скворечнике»
Цели и задачи такие же как и в предыдущей игре.
Описание игры: Воспитатель сообщает детям: «Наступила весна. Люди делают скворечники для птиц. Я тоже сделала скворечники. Только они необычные - математические. И птички живут в них необычные – «Матемашки». Вам нужно каждую Матемашку поселить в свой домик. Ответ примера на птичке должен совпасть с номером скворечника.
17 слайд:-
18 слайд: Игра : «Дружные соседи»
Цель: закреплять умение определять предыдущее и последующее число.
Дети ставят в пустые окошечки карточки с цифрами и называют соседей заданного числа.
19 слайд: -
20 слайд: «Майки спортсменов»
Цель: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, 20; соотносить число и количество.
21 слайд: Счетный материал на магнитах.
22 слайд: Поддерживать интерес детей в ходе НОД позволяет использование сюжетов и героев современных мультфильмов
НОД по ФЭМП
«Вместе с фиксиками»
23 слайд-
24 слайд: На плакате профессор Чудаков, герои мультфильма, специально изготовленный ранец «помогатор».
25, 27 слайды : Дети составляли и решали задачи по сюжету мультфильма; в качестве физминутки использовался танец под песню из мультфильма. В конце НОД получили значки фиксиков.
28 слайд: Пособие «Круги Луллия»
XIII веке французский философ Раймунд Луллий создал бумажную машину виде бумажных кругов, построенных по троичной логике – кольца Луллия. Впоследствии авторы технологии ТРИЗ признали их очень эффективным.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием "неделя", "дни недели", "сегодня", "завтра", "послезавтра", "вчера", "позавчера".
2. Формировать у дошкольников представления о последовательности дней недели.
3. Обогащать словарь детей по данной теме.
Выводы
Опыт работы показал, что применение дидактических игр на занятиях положительно сказывается на усвоении элементарных математических представлений у дошкольников и помогает повышению уровня математического развития детей,
Дидактические игры несут в себе огромный вклад в формировании математических представлений дошкольников, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.