Саитгалеева Гульсу
Волонтёрское движение в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем современном обществе остро стоит вопрос о развитии духовно – нравственных ценностей. У наших современных детей искажены представления о доброте, отзывчивости, понимании, взаимопомощи безвозмездно. Основные причины всего этого – занятость родителей на работе и дома, изолированность детей, появление гаджетов. Духовно – нравственные ценности – это принципы и нормы, основанные на доброте и зле, лжи и истины. Дошкольный возраст является интенсивным периодом для развития таких ценностей. Поэтому я, как педагог – психолог детского сада, заинтересовалась данной проблемой. А для достижения своих целей я решила использовать такой вид деятельности, как детское волонтёрство.
Публикация «Волонтёрское движение в детском саду» размещена в разделах
На сегодняшний день волонтёрство является важным значением для всестороннего развития каждого человека в стране. Но что же такое волонтёрство? Волонтерство – это добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путём оказания помощи другим людям.
Волонтёрство носит свободный характер, то есть индивидуальный или коллективный, в частных или государственных организациях, не зависит от возрастных, расовых, религиозных особенностей.
Волонтёрское движение в детском саду – это активная форма общения между детьми, родителями и воспитателями, способствуют ранней позитивной социализации ребёнка. В нашем детском саду взаимодействие с семьями стало уже традицией, родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, но волонтёрство это что – то новое. Организация волонтёрство в нашей группе было поэтапно.
Для начала я определила цели волонтёрства : организация РППС ДОУ, обеспечивающего развитие социальной активности детей средствами волонтерской деятельности как формы гражданского участия в событиях общественной жизни; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Определила задачи:
-Формировать начальные представления о волонтерском движении.
-Обеспечить появление эмоционально-субъективных и деятельностно-субъективных проявлений в процессе волонтерской деятельности.
-Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно – нравственному развитию детей.
На первом этапе я изучила много методической литературы, просмотрела видео – фильмы других волонтёрских отрядов. С детьми были проведены познавательные беседы на различные темы. Например, «Что такое волонтёрство?»; «Что такое добро и зло?»; «Кого мы можем назвать хорошим человеком?»; «Кому и как можно помочь с помощью родителей?». Дети отвечали на вопросы. Детям были показаны мультфильмы «Как становятся волонтёрами» и «Рука помощи», К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Мешок яблок». Прочитали книги известных авторов: В. Осеева «Волшебное слово»; «Два жадных медвежонка» и другие. Дети познакомились с «Правилами поведения в детском саду». Мы разработали свои правила в виде схем и памяток, тем самым закрепили знания на данную тему.
Из детей, которые согласились участвовать в волонтёрском движении, мы составили команду. С детьми были проведены обучающие занятия. Создали несколько альбомов: «Пословицы и поговорки о добре и зле»; «Пословицы и поговорки о лжи и истины».
На втором этапе работы я предложила детям придумать название нашего отряда – «Олимпийский Огонек», эмблему нашего волонтёрского отряда. Придумали девиз: «Кто, если не мы!». Начало нашей добровольческой деятельности, помощь малышам. Дети подготовительной группы приходили к малышам, чтобы сделать доброе дело. Ребята познакомились с малышами, помогали перед сном раздеваться, вешать свои вещи аккуратно на стульчики, отводили в туалет и после сна помогали одеваться, расчесывали малышей. В следующий приход в младшую группу, дети подготовили заранее театрализованное представление и выступили перед ребятами. Показали с помощью кукол Би –Ба –Бо, сказку «Колобок». Также дети поиграли с малышами в игры, помогали им на занятиях.
Я для себя отметила, что, помогая малышам, у детей – волонтёров повысилась самооценка, они ощущали себя взрослыми и кому – то нужными, не только дома, но и в детском саду. Дети приходили в группу и обсуждали как они помогали малышам, как проявляли свою заботу и чем занимались. По итогам каждой добровольческой деятельности, мы подводили итоги добрых дел. В процессе работы с детьми – волонтёрами, я старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость каждого ребёнка.
«Новый год для всех» - благотворительная акция в рамках года волонтёра. Дети изготовили новогодние сувениры своими руками, и мы передали малышам. Которым пришлось встречать Новый год в больнице. Ребята пожелали скорейшего выздоровления, встреча получилась очень трогательной и тёплой.
«Праздничная открытка» на Новогоднюю тематику – Общегородская Благотворительная акция. Дети подготовительных групп сделали открытки своими руками и подарили их малышам.
«День здоровых дел» - Окружная добровольческая акция по пропаганде ЗОЖ. Мы провели ряд мероприятий: Лаборатория здорового питания «Витаминная», где детирассказывали какие продукты полезны для организма, а какие нет; флэш – моб с детьми– волонтёрами «Весёлая зарядка». И многое другое.
Наше волонтёрское движение продолжается, но уже можно сказать, что через партнёрские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности. А у родителей – ответственность за своих детей. Детям нравится помогать окружающим, участвовать в акциях. И не ждать от этого каких – то вознаграждений. И это главная суть нашего движения.
Волонтёрство – это интересная и полезная для детей деятельность. Дети уверенны в себе, чувствуют себя нужными кому – то в этом мире. У детей сформировались личностная и нравственная саморегуляция. Появилось понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети стали более доброе, относились друг к другу с пониманием, сочувствием к чужим бедам.
Я считаю, что волонтёрское движение активно развивает у детей духовно – нравственные качества.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Я надеюсь, наши дети в школе продолжать заниматься волонтёрским движением.
Педагог – психолог: Саитгалеева ГульсуРинатовна