Лучший педагог года

«Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему» (презентация)

Галина Дужик
«Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему» (презентация)
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ВЗГЛЯДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРОБЛЕМУ.

автор : Погодина С.

Материал опубликован в журнале "Дошкольное воспитание",2010г., №5.

Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) приковывала внимание во все времена - уже с первых ступеней развития человечества, когда появились наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки. Каждая эпоха высоко ценила умения своих созидателей.

Что было неоднозначным? Отношение к процессу развития творчества.

Публикация «„Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему“ (презентация)» размещена в разделах

Так, для первобытной культуры характерно стихийное обучение и развитие, основа которой - копирование и наблюдения за природой.

Для Древнего Египта главным было строгое соблюдение устоявшихся канонов и правил любого вида искусства.

Древние греки, в частности, считали, что детям следует предоставлять возможность творить свободно. Именно для этого периода характерны трактаты по проблеме творчества и определению его значимости в жизнедеятельности человека.

В последующие эпохи этих проблем в целом касались в той или иной степени.

Только в XIX столетии ученые обратили внимание на детское творчество, и дет-ский рисунок в частности. К этим ученым относятся Я. -А. Коменский, Ф. Фребель, И. -Г. Песталоцци. Именно они отмеили: рисование доставляет детям удовольствие и нельзя лишать их этой полезной забавы. Однако полезная забава требовала, с их точки зрения, обучения -подготовки руки и глаза к письму, к изобразительному искусству для передачи в дальнейшем объемной формы предмета на плоскости.

Интерес, и значительный, к творчеству детей возник в конце XIX - начале XX столетия: рисование стали рассматривать как деятельность, которая способствует раскрытию потенциала ребенка, помогает понять своеобразие творческого развития, не зависящее от воспитания и обучения.

Провозглашая самопроизвольное, спонтанное развитие детского изобразительного творчества, ученые выступали против обучения рисованию. Собственно, эти взгляды были характерны для многих педагогов и психологов. И настолько сильны, что оказали влияние на мировоззренческую установку методики обучения детей рисованию.

По этой причине в 1896 г. в Гамбурге прошел конгресс Общества преподавателей. Здесь впервые выдвинули требование предоставить ребенку возможность действовать спонтанно, что и повлияло на практику обучения рисованию. Теперь не только в Германии, но и в США в курс начальной школы было введено свободное рисование

.Чуть позже теорию свободного рисования взяла на вооружение и французская школа.

Итак, в первой половине XX столетия рисование стали рассматривать как деятельность, которая способствует раскрытию потенциала ребенка.

Изменились ли эти взгляды со второй половины прошлого века? Можно считать, что остались по-прежнему на позиции неоднозначности и в Европе, и в России.

Так, педагогическая школа Германии склонна была считать: в основе изобразительного творчества лежит система занятий, направленных на усвоение изобразительных умений и навыков, позволяющих детям свободно рисовать в самостоятельной деятельности.

Совершенно противоположные взгляды проповедовала американская школа. Здесь считали, что должно преобладать свободное творческое развитие; что детей лучше знакомить с абстракционизмом, от-давать предпочтение гиперболизации образа в рисунке. Свои предпочтения исследователи обосновывали позицией: через беспредметное искусство легче осуществлять арт-терапию, так как она помогает детям приобретать уверенность в своих силах.

Наряду с позицией свободного воспитания американская научная школа провозглашала и другой подход - не считать работы детей шедеврами. Мнение представителей этой школы было таковым: дошкольники нуждаются в развитии постоянно, на любом возрастном этапе. Однако для этого важно подбирать средства, формы, содержание педагогического процесса, учитывающие возрастные (физиологические, психологические) и индивидуальные особенности детей. Но вот что примечательно: при этом не высказывались сомнения по поводу оригинальности, художественно-изобразительной выразительности детского рисунка.

Художественное воспитание в школах Японии (уточним, речь идет о конце 20-х годов XX в., в отличие от американских, было направлено прежде всего на развитие эстетического восприятия, основа которого - формирование перцептивных действий. Практические занятия, называемые «уроками созерцания», как считали представители этой школы, база для последующего творческого становления детей, база, которая учит вслушиваться и всматриваться в окружающую среду. Для чего? Чтобы дети могли получать как можно больше эстетических впечатлений и создавать на их основе художественно выразительные образы. Возникает вопрос: применима ли была эта система обучения на практике? Не только применима, но и необходима. Ее уникальность в том, что ребенок учился познавать не только мир, но и себя самого в нем. Растворяясь в этом мире, он при этом оставался личностью.

А что же в России? Какие исследования детского творчества проводились здесь в это же время? Важно отметить: вплоть до военного периода теория свободного воспитания постепенно теряла своих сторонников. Теперь на первый план выступала другая методика, а именно: обучать детей основам искусства. Об этом, т. е. о взаимодействии обучения и творчества, можно прочесть в трудах Е. И. Игнатьева. Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Т. Г. Казаковой, Р. Г. Казаковой, Н. Н. Ростовцева.

Установлено: до 7 лет ребенок способен обогащать свой «образный» опыт. Более того, может значительно повышать технический уровень, необходимый для реализации этого опыта в продуктах творчества.

Однако, если ребенок лишен целенаправленного обучения основам изобразительной грамоты, после 7 лет его творческий рост останавливается.

.Анализ положений о детском творчестве известных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, искусствоведов, философов позволяет сформулировать, в чем его суть.

Детское изобразительное творчество - это процесс сознательного создания нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности. В ходе этого процесса ребенок реализует врожденную художественную интуицию и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт. Определение это нацеливает исследователей на размышления, диалог и обмен мнениями.

Литература

1. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : Просвещение, 1985.

2. Розетт И. И. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктов умственной деятельности. Минск, 1991.

3. Актуальные проблемы теории и методики развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие. М. : Изд-во МПГУ, 2004.

4. Погодина С. Детское изобразительбное творчество:взгляды исследователей на проблему//Дошкольное воспитание. 2010. №5.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Подводный мир». Изобразительное творчество детей в проекте «У самого синего моря». Фотоотчет«Подводный мир». Изобразительное творчество детей в проекте «У самого синего моря». Фотоотчет Море. Бездонная пучина и мелководье, коралловые рифы и лагуны. Сколько интересного таят они для маленьких исследователей, работавших в проекте.

Детское пасхальное творчествоДетское пасхальное творчество Как люблю я праздник Пасхи! Приготовлюсь к четвергу- Бабушка яичко красит, Я ей тоже помогу. На скорлупке хрупкой, тонкой Для людей, для.

Детское творчество «Яблочный Спас»Детское творчество «Яблочный Спас» Дорогие мои друзья, коллеги, мой дорогой Маам!Поздравляю Вас с православным праздником Преображение Господне- Яблочный Спас! Считается,.

Детское творчество «Масленица»  (фотоотчет)Детское творчество «Масленица»  (фотоотчет) Детское творчество на тему "Масленица" - фотоотчет Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, доброе время суток. Вашему вниманию.

Фотоотчет «Детское творчество»Фотоотчет «Детское творчество» Фотоотчет в нашей группе кратковременного пребывания. Детки с удовольствием делают разные поделки на сезонные темы. Им нравится клеить,.

Фотоотчёт «Детское творчество»Фотоотчёт «Детское творчество» Н. К. Крупская писала «Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Думаю, что все педагоги со мной.

Изобразительное творчество детей для конкурса «Наш Горький»Изобразительное творчество детей для конкурса «Наш Горький» ЦГДБ имени Максима Горького объявила конкурс изобразительного и декоративно - прикладного творчества "Наш Горький" Наши воспитанники хорошо.

Ох, уж этот пластилин! Детское творчествоОх, уж этот пластилин! Детское творчество Семь брусочков пластилина. Что из них сегодня слепим? С белого - давай пингвина, черным крылышки отметим. С синего - пингвину море, пусть.

Весеннее настроение. Детское творчествоВесеннее настроение. Детское творчество О весне можно говорить много. Это радостное настроение, смена времён года с зимнего времени на весну. Весна полна различными событиями,.

Зимнее изобразительное творчество детей подготовительной группыЗимнее изобразительное творчество детей подготовительной группы Зима – чудесное, волшебное время: новый год, Дед Мороз с подарками, ёлка, зимние игры и катание на горке… «Кабы не было зимы, а всё время.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему» (презентация)
Опубликовано: 1 сентября 2021 в 00:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему» (презентация)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Дужик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД