Галина Дужик
«Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему» (презентация)
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ВЗГЛЯДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРОБЛЕМУ.
автор : Погодина С.
Материал опубликован в журнале "Дошкольное воспитание",2010г., №5.
Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) приковывала внимание во все времена - уже с первых ступеней развития человечества, когда появились наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки. Каждая эпоха высоко ценила умения своих созидателей.
Что было неоднозначным? Отношение к процессу развития творчества.
Публикация «„Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему“ (презентация)» размещена в разделах
Так, для первобытной культуры характерно стихийное обучение и развитие, основа которой - копирование и наблюдения за природой.
Для Древнего Египта главным было строгое соблюдение устоявшихся канонов и правил любого вида искусства.
Древние греки, в частности, считали, что детям следует предоставлять возможность творить свободно. Именно для этого периода характерны трактаты по проблеме творчества и определению его значимости в жизнедеятельности человека.
В последующие эпохи этих проблем в целом касались в той или иной степени.
Только в XIX столетии ученые обратили внимание на детское творчество, и дет-ский рисунок в частности. К этим ученым относятся Я. -А. Коменский, Ф. Фребель, И. -Г. Песталоцци. Именно они отмеили: рисование доставляет детям удовольствие и нельзя лишать их этой полезной забавы. Однако полезная забава требовала, с их точки зрения, обучения -подготовки руки и глаза к письму, к изобразительному искусству для передачи в дальнейшем объемной формы предмета на плоскости.
Интерес, и значительный, к творчеству детей возник в конце XIX - начале XX столетия: рисование стали рассматривать как деятельность, которая способствует раскрытию потенциала ребенка, помогает понять своеобразие творческого развития, не зависящее от воспитания и обучения.
Провозглашая самопроизвольное, спонтанное развитие детского изобразительного творчества, ученые выступали против обучения рисованию. Собственно, эти взгляды были характерны для многих педагогов и психологов. И настолько сильны, что оказали влияние на мировоззренческую установку методики обучения детей рисованию.
По этой причине в 1896 г. в Гамбурге прошел конгресс Общества преподавателей. Здесь впервые выдвинули требование предоставить ребенку возможность действовать спонтанно, что и повлияло на практику обучения рисованию. Теперь не только в Германии, но и в США в курс начальной школы было введено свободное рисование
.Чуть позже теорию свободного рисования взяла на вооружение и французская школа.
Итак, в первой половине XX столетия рисование стали рассматривать как деятельность, которая способствует раскрытию потенциала ребенка.
Изменились ли эти взгляды со второй половины прошлого века? Можно считать, что остались по-прежнему на позиции неоднозначности и в Европе, и в России.
Так, педагогическая школа Германии склонна была считать: в основе изобразительного творчества лежит система занятий, направленных на усвоение изобразительных умений и навыков, позволяющих детям свободно рисовать в самостоятельной деятельности.
Совершенно противоположные взгляды проповедовала американская школа. Здесь считали, что должно преобладать свободное творческое развитие; что детей лучше знакомить с абстракционизмом, от-давать предпочтение гиперболизации образа в рисунке. Свои предпочтения исследователи обосновывали позицией: через беспредметное искусство легче осуществлять арт-терапию, так как она помогает детям приобретать уверенность в своих силах.
Наряду с позицией свободного воспитания американская научная школа провозглашала и другой подход - не считать работы детей шедеврами. Мнение представителей этой школы было таковым: дошкольники нуждаются в развитии постоянно, на любом возрастном этапе. Однако для этого важно подбирать средства, формы, содержание педагогического процесса, учитывающие возрастные (физиологические, психологические) и индивидуальные особенности детей. Но вот что примечательно: при этом не высказывались сомнения по поводу оригинальности, художественно-изобразительной выразительности детского рисунка.
Художественное воспитание в школах Японии (уточним, речь идет о конце 20-х годов XX в., в отличие от американских, было направлено прежде всего на развитие эстетического восприятия, основа которого - формирование перцептивных действий. Практические занятия, называемые «уроками созерцания», как считали представители этой школы, база для последующего творческого становления детей, база, которая учит вслушиваться и всматриваться в окружающую среду. Для чего? Чтобы дети могли получать как можно больше эстетических впечатлений и создавать на их основе художественно выразительные образы. Возникает вопрос: применима ли была эта система обучения на практике? Не только применима, но и необходима. Ее уникальность в том, что ребенок учился познавать не только мир, но и себя самого в нем. Растворяясь в этом мире, он при этом оставался личностью.
А что же в России? Какие исследования детского творчества проводились здесь в это же время? Важно отметить: вплоть до военного периода теория свободного воспитания постепенно теряла своих сторонников. Теперь на первый план выступала другая методика, а именно: обучать детей основам искусства. Об этом, т. е. о взаимодействии обучения и творчества, можно прочесть в трудах Е. И. Игнатьева. Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Т. Г. Казаковой, Р. Г. Казаковой, Н. Н. Ростовцева.
Установлено: до 7 лет ребенок способен обогащать свой «образный» опыт. Более того, может значительно повышать технический уровень, необходимый для реализации этого опыта в продуктах творчества.
Однако, если ребенок лишен целенаправленного обучения основам изобразительной грамоты, после 7 лет его творческий рост останавливается.
.Анализ положений о детском творчестве известных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, искусствоведов, философов позволяет сформулировать, в чем его суть.
Детское изобразительное творчество - это процесс сознательного создания нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности. В ходе этого процесса ребенок реализует врожденную художественную интуицию и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт. Определение это нацеливает исследователей на размышления, диалог и обмен мнениями.
Литература
1. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : Просвещение, 1985.
2. Розетт И. И. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктов умственной деятельности. Минск, 1991.
3. Актуальные проблемы теории и методики развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие. М. : Изд-во МПГУ, 2004.
4. Погодина С. Детское изобразительбное творчество:взгляды исследователей на проблему//Дошкольное воспитание. 2010. №5.