Мария Михайлова
Детско-родительские отношения в период адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 «Северяночка»
«Детско- родительские отношения
в период адаптации детей»
Воспитатель: Михайлова М. Л.
г. Радужный
Публикация «Детско-родительские отношения в период адаптации детей» размещена в разделах
Одним из переломных моментов в жизни ребенка является переход из семьи в детский сад. Каково же влияние родителей на социально-психологическую адаптацию детей к детскому саду? Как справедливо отметил В. П. Анисимов, первыми и основными педагогами ребенка являются именно родители.
Одним из главных факторов, влияющих на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, является микроклимат в семье, тип и качество детско-родительских отношений. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Понятие "адаптация" в современной научной литературе трактуется как приспособление организма к новым для него условиям среды. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
По своим результатам адаптация может быть :
Легкая адаптация.
Нарушения поведения в течение 20-30 дней.
Адаптация средней тяжести.
Все нарушения ярко выражены и более
длительны 20-40 дней.
Тяжелая адаптация.
Характеризуется значительной длительностью
от 2 до 6 месяцев и больше
В период адаптации ребенка к детскому саду
значима воспитательная позиция родителей, важными
характеристиками которой являются адекватность, гибкость и прогностичность. Выделяют следующие стили родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный,
пренебрегающий.
Направления работы с родителями в период адаптации :
Информационно – аналитическое,
Познавательное,
Наглядно – информационное,
Досуговое.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Формы работы детского сада с семьей :
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-выставки;
-папки-передвижки;
-наглядные формы педагогической пропаганды;
-консультации;
-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
7. Планировать свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенка детского сада было не на целый день. А в первые дни необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь;
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
- Скорее всего, ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимать ребенка как можно чаще.
- Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е, четкое соблюдение режима.