Маринин Геннадий
Психологическая квест-игра «Наша дружная 7 я». Детско-родительские отношения
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая квест – игра «Наша дружная 7я»
на тему «Детско-родительские отношения».
Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности. Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. К сожалению, родители не всегда понимают, что проблемы их ребенка напрямую связаны с ситуацией в семье, им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Предложенный вариант тренинга для родителей и детей, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.
Публикация «Психологическая квест-игра „Наша дружная 7 я“, Детско-родительские отношения» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Игрушки. Консультации для родителей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2018
Совместное времяпрепровождение родителей с детьми дают возможность достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия: в игровых ситуациях, при совместном рисовании, при обсуждении выполнения заданий.
Целью данной игры является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.
При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:
1. Обучение и развитие навыкам эффективного общения между родителем и ребенком, формирование толерантности. А также сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
2. Обучение детей умению общаться с родителями, в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
3. Повышение самооценки детей и родительской компетентности.
4. Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
5. Создание благоприятной, эмоционально положительной среды для отреагирования отрицательных эмоций, разрешения конфликтов между участниками.
6. Обучение альтернативным способам выражения отрицательных эмоций.
7. Обучение навыкам нервно-мышечной релаксации.
8. Развитие рефлексии участников квест - игры.
Участники: дети (в возрасте 8 – 9 лет - 2 класс) и их родители. Обязательное условие – участие родителя (родителей).
Время: 11:00 – 14:00
Игра будет проходить по 5 станциям:
1 станция – «Знакомство»
2 станция – «Цветотерапия»
3 станция – «Арт – терапия»
4 станция – «Музыкальная с элементами телесно – ориентированной терапии»
5 станция – «Завершающая»
Условия реализации и подготовки квест – игры :
1. Станции участники проходят все вместе.
2. По окончании работы на станции тренер выдает свою часть пазла детям и свою часть пзла родителям, так как общее задание состоит в том, что в конце участники должны сложить общую картину – дети свою, родители свою.
3. Необходимо для работы пригласить 10 семейных пар, то есть в общей сложности 20 участников.
4. Раздать семейной команде приглашение. В котором указаны:
-) Фамилия семьи;
-) название квест – игры;
-) дата;
-) время;
-) место проведения квест – игры;
-) прописаны обязательные условия участия: (обязательное участие родителей (родителя) с ребенком. Домашняя подготовка - задание семейной команде - одеться в общую цветовую гамму; визитная карточка семьи (представление своей семьи) 1-2 минуты; взять с собой хорошее настроение.
5. По завершении квест – игры выдать каждой семейной команде диплом об активном участии в психологической квест – игре «Наша дружная 7я».
6. На первой станции участникам выдается маршрутный лист игры.
7. Завершающий ритуал игры – чаепитие.
Условия проведения
Работу рекомендуется проводить в свободном от парт большом помещении, где есть свободное пространство для игр и упражнений.
Материалы и оборудование
Карточки с буквами, цветные карточки, цветные карандаши, фломастеры; запись релаксационной музыки, ватманы, рисунки цветов, коврики
Планируемый результат
Участвуя в совместной работе, родители и дети учатся конструктивному взаимодействию, актуализируют эмоциональную связь. Родители имеют возможность поднять самооценку своему ребенку; сказать то, что в повседневной жизни не всегда удается; посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации. У родителей есть возможность увидеть модели взаимодействия в других семьях.
Цель психологической игры – это, прежде всего, совместные переживания родителей и детей. Задачи, которые мы перед собой ставим: 1. Формирование благоприятного психологического климата, доверительных отношений в семье. 2. Обучение навыкам конструктивного общения. 3. Повышение самооценки ребенка и компетентности родителя.
Ход игры
Место проведения: актовый зал.
Вступительное слово.
Перед началом работы имеет смысл познакомить участников с целью психологической квест - игры, ее задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила работы.
Приветствуются пришедшие на психологическую квест – игру. Представляются психологи, которые будут работать на станциях. А также представление участников с журналистом и фотографом.
Психолог : «Сегодня я хочу Вам предложить совершить небольшое путешествие по станциям, в помощь я Вам дам маршрутный лист с указанием станции и места ее проведения.
1 СТАНЦИЯ – «Знакомство»
Повышение групповой сплоченности. Сотрудничество родителя и ребенка.
Место проведения: актовый зал.
1. Упражнение «История нашей семьи»
Цель: знакомство участников тренинга друг с другом, актуализация эмоциональной связи «родитель-ребенок». Родители и дети должны рассказать все, что посчитают нужным, о своей семье (подготавливались дома – было дано домашнее задание: визитная карточка семьи (представление своей семьи) 1-2 минуты).
2. Упражнение «Поздоровайся разными частями тела»
Цель - сплочение участников; развить концентрацию внимания участников тренинга – настроить на работу.
3. Упражнение «А вот и я»
Цель:
Задание – участники делятся на две команды: дети и родители. Встают на против друг друга. Родители отворачиваются, а дети нет. Задача детей, после того как подойдет тренер и дотронется до плеч ребенка, сказать я. Задача родителей по голосу узнать своего ребенка и повернуться. Семейные пары воссоединяются. После того как все нашли друг друга, задание тоже самое, только теперь дети отворачиваются и узнают своих родителей.
Вручение пазлов.
2 СТАНЦИЯ – «Цветотерапия»
Место проведения: фойе 3 этажа младшего блока.
Вступительное слово психолога.
Цветотерапия использовалась еще в древнем Египте и до сегодняшнего дня различным цветам приписывается влияние на нашу психику, настроение, здоровье и благополучие. Мы сегодня расскажем, какими цветами себя окружить, чтобы улучшить себе настроение, дарить окружающим настроение, чувствовать себя радостным, счастливым, уверенным, добавить сексуальную привлекательности и так далее.
Цветовая терапия – мощное средство для оказания влияния на физическое, чувственное и эмоциональное состояние сознания.
Цветотерапия — она во всем. Цвета отделки квартиры, макияжа или одежды, все это влияет на состояние нашей психики. Цвета, которые мы выбираем, имеют значение не только для нас самих, но и для людей из нашего окружения, так как цвета образуют вокруг нас некую ауру и могут свидетельствовать о нашей личности. Ведь в конце концов, женщина в белом платье ассоциируется с невинностью и нежностью (именно поэтому невеста должна быть в белом, а в красной кажется более привлекательной и страстной. Зеленый цвет, и многие ее оттенки, создают впечатление, что человек, который их носит, энергичный, честный и надежный. Между тем, достаточно надеть голубую рубашку, чтобы другие приписали нам такие качества, как профессионализм или внутреннее равновесие. Цвет желтый выбирают люди энергичные и творческие. Благодаря этим знаниям вы можете выбирать цвета в зависимости от ситуации, в которой вы находитесь, и в соответствии с впечатлением, которое вы хотите оказать. А вот несколько основных цветов и их влияние на наше самочувствие, т. е. цветотерапия на каждый день:
Красный — самый яркий и огненный цвет. Связан с любовью и сексом, стимулирует и добавляет жизненной силы. Люди, которые одеваются в красное, являются более привлекательными для противоположного пола. Однако, будьте осторожны, так как это может вызвать раздражительность и беспокойство.
Оранжевый — цвет означает, энергию, радость, оптимизм. Стоит окружить себя этим цветом, потому что отгоняет грустные мысли и побуждает к действию.
Желтый — так же, как и оранжевый, ассоциируется с теплом и позитивом. Действует возбуждающе на мозг, активирует творческую составляющую, побуждает к действию, положительно влияет на память. Однако, будьте осторожны с избытком желтого цвета в обстановке, потому что это очень интенсивный цвет, может действовать раздражающе и угнетающе.
Зеленый — очень и очень успокаивает, гармонизирует, помогает в состоянии усталости и стресса, так как восстанавливает душевное равновесие и уверенность в себе. Зеленый цвет помогает отдохнуть глазам, расслабиться и успокоить мысли в сложных ситуациях.
Синий — цвет холодный, но вызывает хорошие ассоциации. Люди, выбирающие синий цвет, считаются хорошо организованными и проницательными. Цвет неба влияет на нас успокаивающе, помогает собраться мыслями и принять правильное решение.
Белый — означает чистоту, гармонию. Ассоциируется с невинностью и святостью. Помогает в борьбе со стрессом, успокаивает нервы.
Теперь просто проверить, помогает ли цветотерапия. Подбирайте не гардероб под настроение, а наоборот делайте себе настроение «гардеробом».
В этом направлении нет жестких правил и инструкций. Один и тот же цвет способен по-разному влиять на человека.
1. Упражнение «Радуга эмоций и настроений»
Цель: способствовать концентрации внимания родителей на радуге эмоций, настроений детей и способствовать концентрации внимания детей на радуге эмоций, настроений родителей. Способствовать гармонизации ДРО и понимания членов семьи.
Сначала работают дети, родители наблюдают. Каждому ребенку выдаются цветные карточки – 8-10 цветов.
Ведущий задает вопросы. Дети должны ответить на него подняв тот цвет, который соответствует их ответу, именно цветовое отношение, настроение, эмоция, относительно данного вопроса.
После работают родители, дети наблюдают. Каждому родителю выдаются цветные карточки – 8-10 цветов.
Пример вопросов:
• С каким настроением ты идешь домой со школы;
• С каким настроением ты просыпаешься;
• С каким настроением ты прощаешься утром перед школой с родителями;
• С каким настроением ты возвращаешься домой со школы;
• С каким настроение ты встречаешь родителей с работы;
• С каким настроением ты играешь с родителями;
• С каким настроением вы делаете уроки с родителями;
• С каким настроением садитесь за совместный ужин;
• С каким настроением ты ложишься спать.
Ведущий задает вопросы. Родители должны ответить на него подняв тот цвет, который соответствует их ответу, именно цветовое отношение, настроение, эмоция, относительно данного вопроса.
Пример вопросов:
• С каким настроением вы идете домой с работы;
• С каким настроением вы просыпаетесь;
• С каким настроением вы прощаетесь утром перед школой с ребенком;
• С каким настроением вы возвращаетесь домой с работы;
• С каким настроением вы встречаете детей со школы;
• С каким настроением готовите пищу;
• С каким настроением садитесь за совместный ужин;
• С каким настроением играете с ребенком;
• С каким настроением делаете уроки с ребенком;
• С каким настроением ложитесь спать.
Подведение итогов работы каждой группы: детской и взрослой.
2. Упражнение «Дракон. Принцесса. Самурай.»
Цель: упражнение очень сильно взбодрит, развеселит и сплотит участников.
Инструкция - Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Эта игра похожа на детскую игру “Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Ок. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу. Как показывать фигуры?
Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая — это меч, он агрессивен и кричит “банзай”. Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим “банзай”! Повторим.
Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим – р-р-рррр. Повторим.
Принцесса. Как будем её показывать? Участники руками держатся за края воображаемой юбочки, поворачиваясь в стороны, проговаривая при этом характерный звук: «Ля-ля-ля-ля». Повторим.
Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т. е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.
Игра будет играться до трех побед.
Вручение пазлов.
3 СТАНЦИЯ – «Арт – терапия»
Место проведения: фойе 2 этажа младшего блока.
Приветственное слово психолога :
Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на своей станции. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу. У вас у всех хорошее настроение? (ответы детей и родителей хором). Здорово!
1. Упражнение «Мой внутренний мир - цветок»
А сейчас отправляемся в путешествие в страну своего Я. Представьте, что все люди стали цветами – мамы у нас прекрасные розы, а дети веселые ромашки. (если есть папы, то они строгие георгины). Возьмите себе по своему цветку. (раздаются заготовки цветов). Видите, они у нас не цветные и скучные. Давайте в них вдохнем жизнь и раскрасим в те цвета, какие вам нравятся! (разукрашивают фломастерами и карандашами 5-7 мин). Но ведь у нас-цветов еще и есть свой богатый внутренний мир, у каждого свой характер и свои качества. В этой коробочке лежат бабочки – возьмите их и напишите на них свои качества 1-2. Какие вы? (пишут 2-4 минуты). Своих бабочек приклейте-посадите на цветок.
Кто - то хочет рассказать о себе и своем цветке? (рассказывают).
А сейчас давайте посадим цветы на поляну. Молодцы! Красивая получилась полянка? (ответ) Посмотрите, какие мы все разные, но у всех у нас много общего: мы добрые, мы смелые, мы красивые…и т. д. По одному – мы просто цветы, а вместе – мы целый волшебный букет! Так и в семье – если в ней присутствует доверие, взаимопомощь и взаимовыручка – семья становиться единым целым, как букет цветов!
2. Упражнение «Я люблю…»
Милые мамы обнимите своих детей и скажите им, как вы их любите!
А теперь все дети пусть обнимут своих мам (и пап) и скажут им, что любят их! Обнимите друг друга и своих соседей по кругу!
Молодцы! Я хочу, чтобы эта частичка любви была в ваших сердцах всегда! Большое вам спасибо, вас уже ждут на следующей станции!
Вручение пазлов.
4 СТАНЦИЯ – «Музыкальная с элементами телесно – ориентированной терапии»
Место проведения: 1 этаж младшего блока, кабинет музыки.
1. Знакомство – приветственное слово психолога.
2. Упражнение «Любящие родители»
Участникам предложить сначала роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль «ребенка», а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.
(Звучит колыбельная музыка).
«Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево».
По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.
3. Упражнение «Дождик»
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
4. Упражнение «Молекулы»
Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.
Вручение пазлов.
5 СТАНЦИЯ – «Завершающая»
Место проведения: актовый зал.
Общая командная работа «Собери картинку – пазл». Подведение итогов. Вручение дипломов участникам. Чтение стихотворения о семье и выдача данного стихотворения, как памятки о проделанной работе по игре «Наша дружная 7я» на тему «Детско-родительские отношения». (см. приложение 1)
Ритуал прощания, рефлексия – упражнение «СВЕЧА»
ОБЩЕЕ ЧАЕПИТИЕ.
Список литературы.
1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Изд. «Речь» Санкт-Петербург 2000г.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком как?
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
5. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.
6. Бренда Маллон. Творческая визуализация и цвет. М. : Галактион, 2003.
7. Павлов И. В. Общение с ребё нком: тренинг взаимодействия. СПб. : Речь, 2008.
Конспект подготовила: Маринина Надежда Вениаминовна
педагог-психолог МОУ СОШ №2 г. Питкяранта РК.
Приложение 1