Ксения Снитко
Детский коллектив как объект и субъект воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Детский коллектив- это группа детей, объединенных единой направленностью деятельности, целевыми ориентирами и совместными занятиями.
Объект воспитания – это то, на что направлено воспитание. Объектом воспитания выступает личность ребенка.
Субъект воспитания – это источник воспитательной активности. В качестве коллективных субъектов воспитания могут выступать воспитательные организации, педагогический коллектив, детский коллектив, детские объединения. Индивидуальными субъектами воспитания выступают педагоги, родители, друзья школы.
Публикация «Детский коллектив как объект и субъект воспитания» размещена в разделах
Субъектом воспитания может выступать и сам ребенок. Во-первых, он сам источник влияния на других: сверстников и педагогов. Во-вторых, от него зависит отношение к педагогическим влияниям, направленным на него самого: реакция на них, сопротивление одним и принятие других. В-третьих, он развивается в результате собственных целенаправленных усилий, связанных с самопознанием, самоопределением, самореализацией
А. С. Макаренко писал, что «коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.
На основе анализа существующих в педагогике и психологии характеристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллектив — это объединение детей, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. В этом определении выделены четыре главных признака школьного воспитывающего коллектива.
Этапы развития
Первый этап. Создание коллектива воспитатель начинает в неорганизованной группе воспитанников, где уже возникли и действуют неформальные меж-личностные отношения. Здесь есть дружеские компании и враждующие «группировки», есть и обособленные интересы. На этом этапе воспитатель вынужден прямо взаимодействовать с каждым воспитанником, потому что у них еще нет даже первоначальных переживаний общности цели, нет опыта коллективной деятельности.
Главные задачи воспитателя на первом этапе развития коллектива :
- сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга (интересы, способности, умения, характер и привычки);
- найти интересные и нужные общие дела, которые оказались бы по силам всем воспитанникам и одновременно были бы достаточно увлекательны, чтобы все приняли в них участие и выразили себя;
- «проявить» актив, то есть дать возможность самим воспитанникам увидеть в деле тех своих товарищей, кто раньше других принимает общественно значимую деятельность, кто более увлечен- но участвует в общей работе, кто всегда приходит на помощь другим, кто жизнерадостен и с кем интересно общаться;
- каждому воспитаннику определить поручение, то есть создать ему реальную возможность действовать в коллективе.
На втором этапе у коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания : начинает действовать орган самоуправления (актив) и возникают от-ношения ответственных зависимостей. Педагогическое взаимодействие на этом этапе меняет свою форму, оно опосредуется. Начиная коллективную деятельность, воспитатель сначала «заражает» ею актив, делает активистов своими единомышленниками, помогает им выстроить весь проект дела, и теперь сами активисты, являясь участниками деятельности, распределяют поручения, подводят итоги, оценивают результаты.
На этом этапе у воспитателя две главные заботы : воспитание актива и воспитание первичных коллективов.
Таким образом, второй этап в развитии коллектива характеризуется, прежде всего, главным своим признаком: сложилось и действует эмоционально привлекательное для всех, активное, творческое, деловое общение воспитанников, зародилось своеобразное самосознание коллектива.
Третий этап А. С. Макаренко называл «расцветом коллектива». Он характеризуется тем, что уже большинство его членов имеет активную позицию в коллективной общественной деятельности. Коллектив начинает функционировать как субъект воспитания, и воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. Но за воспитателем остается решение тех проблем, которые требуют профессиональной педагогической подготовки и соответствующих должностных полномочий, на нем лежит и самое главное — ответственность за жизнь и здоровье детей.
На третьем этапе гармонизируются формальная и неформальная структуры отношений в коллективе :
- преобладает внимание друг к другу, готовность помочь без специальных
- просьб, дружеская поддержка;
- нейтрализуется проявление «звездности» и «отверженности» у отдельных воспитанников;
- появляется интерес к жизни и деятельности других коллективов, стремление к общению с ними;
- в центр жизни коллектива выходят нравственные ценности: дружба, забота, любовь, честность, искренность, доброта, толерантность.
Третий этап развития коллектива — это «высший пилотаж» педагога. Но следует заметить, что классные коллективы в школе нечасто достигают этого этапа. Сказывается влияние объективных факторов : изменения состава класса в угоду каким-то административным целям; смены самого классного руководителя; отсутствия у педагогов единства — в первую очередь, в стиле педагогического общения с учащимися; слабого развития самоуправления в этой школе. Но стремиться к уровню третьего этапа развития коллектива и работать на него нужно всегда.
Четвертый этап в развитии детского коллектива был описан в исследованиях Л. И. Новиковой, И. П. Иванова, О. С. Газмана и получил наименование «этап гуманистических отношений». Такие отношения складывались в коллективах, где объединялись уже достаточно зрелые активисты.
Таким образом, детский коллектив развивается как социально-педагогический феномен: с одной стороны, формально направляемый влиянием воспитателя и организуемым им педагогическим взаимодействием с воспитанниками, а с другой - неформальными процессами самоорганизации, самоуправления.
Таким образом, детский коллектив развивается как социально-педагогический феномен: с одной стороны, формально направляемый влиянием воспитателя и организуемым им педагогическим взаимодействием с воспитанниками, а с другой - неформальными процессами самоорганизации, самоуправления.
Таким образом, детский коллектив является и объектом воспитательного, формирующего воздействия педагога, и субъектом собственного развития и формирования личности каждого своего члена.
Спасибо за внимание.