Приложение МААМ

«Детские интересы»

Елена Угольникова
«Детские интересы»
▼ Скачать + Заказать документы

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. А что же такое интерес?

Интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью.

Интересы характеризуются их содержанием, широтой, глубиной, устойчивостью. У дошкольников они отличаются узостью, неустойчивостью, поверхностью, непроизвольностью.

Публикация «„Детские интересы“» размещена в разделах

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок чаще всего во власти скуки и ничегонеделания.

Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, - заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает разные чувства. Чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления добывать знания.

Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого ребенка поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудных заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было невыполнимо.

Для некоторых детей посидеть спокойно настоящее наказание. Зато, изображая водителя трамвая или автобуса, он может долго просидеть на стуле, держась за «баранку». Педагог, опираясь на интересы детей, с большой легкостью добивается послушания, без особого труда находит ключ к душе ребенка.

Как же возникают у детей интересы?

Пока ребенок маленький, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. Это может быть яркая движущаяся игрушка, издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмотреть. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия. Ребенка пока занимает лишь сам процесс действий, копирование того, что он видит и слышит. В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность. Укачивает куклу, как мама дочку: стучит кубиком по столу, как папа забивает гвоздь и т. д.

По мере роста ребенка меняется и характер его интересов : они становятся устойчивее, осмысленнее. У детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые способствуют проявлению волевого усилия, преодоления трудностей в достижении цели.

Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг интересов. Сколько событий происходит вокруг! Огромный мир незримо присутствует в его доме, в разговорах взрослых, на экранах телевизоров…. Каждый день дает толчок рождению новых интересов.

Какие же интересы формирует педагог у детей в детском саду? Прежде всего, прививает интерес к вещам наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки и т. д., их назначению, знакомит с материалами и их свойствами, развивает интерес к миру природы и ее явлениям. Педагог прививает интерес и к миру людей - детский сад, школа, улица, родной город, Родина, земляки, искусство, литература и т. п.

Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.

Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.

Ребенок встречается с новым, неизведанным им еще предметом, спрашивает: «Что это?» Он просит разъяснить, так как пытается осмыслить то, с чем встретился. Обращенный к взрослому вопрос свидетельствует о пробуждающемся интересе ребенка к окружающему миру. В дальнейшем, знакомясь с предметами и их свойствами, он начинает вникать в причинную связь и тогда снова обращается за разъяснением: «Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего сделано?». Видя знакомые и незнакомые предметы, необычные для него события, он сравнивает их, удивляется тому, что не совпадает с уже имеющимися у него представлениями.

На взрослых обрушивается лавина вопросов: любознательные «почемучки» то и дело изумляются, вслушиваются, всматриваются, исследуют. Жизнь с неиссякаемым множеством впечатлений выдвигает перед осваивающим мир человеком массу удивительных загадок. Он получает большой поток информации из самой жизни, через телевидение, книги, интернет. Он накапливает много сведений, и одновременно у него возникает много затруднений в стремлении усвоить эти сведения. И от того, как взрослые относятся к проявлению детской любознательности, во многом зависит дальнейшее развитие детских интересов.

Взрослые должны внимательно относиться к детским вопросам, так как в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему миру.

Поскольку любознательность и наблюдательность лежит в основе развития интересов, взрослый учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни.

Развивая у детей наблюдательность, он одновременно содействует и развитию детских интересов : вместе с умением смотреть и видеть перед ребенком все больше и больше раскрывается сокровищница удивительного. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир интересного у него значительно шире. И занятия, и игры, и экскурсии, и игры, и труд детей, и правильно организованная повседневная жизнь способствует развитию детских интересов.

Дети как зачарованные любуются солнечной полянкой. Это расцвели одуванчики. Когда ребята держат путь к реке, любуются красотой водной глади, рассматривают обитателей около водоема. И когда ребенок наблюдает одно и то же явление или предмет, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес.

Сейчас с детьми очень широко применяется экспериментирование. Педагог совместно с детьми проводит опыты, дети делают много интересных открытий. Например, почему камень тонет, а дерево плавает на поверхности? Что будет, если зимой поставить ветку дерева в воду в комнату? Почему на ней появляются листочки, когда на улице еще деревья голые?

Взрослые заботятся о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Формирование интересов происходит более успешно, если педагог осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого ребенка уже есть зачатки каких-то интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окружающей среды. Так, например, один тянется к книгам, другой к строительным играм, третий любит рисовать и т. д. Постоянно общаясь с детьми, наблюдая за ними в течение дня в различных ситуациях, педагог имеет возможность всесторонне изучать детские интересы. Они отражаются в играх, повседневных делах, занятиях, разговорах с взрослыми и сверстниками о том, что видели, «читали», о чем мечтают.

Вопросы детей – яркий показатель, чем занята их мысль, что волнует их, каковы интересы. По вопросам можно судить, каков запас знаний, положительна ли направленность их интересов.

Литература:

1. Н. Савельева. Настольная книга педагога – психолога детского образовательного учреждения – Ростов н/ Д: Феникс, 2004.-576с.

2. Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. - М. :АРКТИ,2004.-160с.

3. Н. Б. Шумакова. Возраст вопросов. - М. ,1990.

4. Ш. Фельдчер, С. Либерман. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет. Спб. ,1996.

Публикации по теме:

Игра «Органы чувств» Материал: карточки с изображением анализаторов, карточки – морф. таблицы, простые карандаши, столы. Ход: дети заходят в зал. 1. Игра «Теремок».

Развитие детских эмоций средствами музыки Развитие детских эмоций средствами музыки Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Детские интересы»
Опубликовано: 19 апреля 2015 в 19:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Детские интересы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Угольникова (УИ 12186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД