Ольга Александрова
«Детская экология». Отчет о празднике-конкурсе, посвященном Дню экологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли как цветы малыши,
Чтоб для нас экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «„Детская экология“, Отчет о празднике-конкурсе, посвященном Дню экологии» размещена в разделах
В широком и многоплановом понятии «экология» актуально выделить тему экологии ребёнка. Учитывая особенности взаимоотношений ребёнка и природы открываются поистине неограниченные возможности воспитать и развить в нём лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.
15 июня 2017 года в нашем детском саду был проведён конкурс среди образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дополнительного образования «Добрые соседи: человек и природа – 2017», посвящённого году Экологии в России.
Перед педагогами и детьми, участвующих в конкурсе прикладного творчества и технического моделирования на тему: «Добрые соседи: человек и природа» были поставлены и успешно решены задачи по формированию у детей ответственного отношения к окружающей среде, нравственных и правовых принципов природопользования, развитию художественного восприятия, стимулирования творческой активности и удовлетворению потребности детей в самовыражении.
Как же помочь детям настроиться на дружелюбное, радостное восприятие природы? Нам удалось смоделировать нужные нам ситуации в необременительных вариантах. Дети реально примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней: в роли спасателей они оказали помощь в проведении трудового десанта «Очистим болото от мусора и рассортируем его по контейнерам» по просьбе Тины Болотной. Он прошёл на «ура!» Продолжением данной темы был показ презентации «Добрые соседи: человек и природа» о переработке отходов и предложением назвать, что из них производят вторично.
Тема конкурсной работы: «Земля без мусора» позволила детям увидеть и осознать проблему, выдвинуть гипотезы, сделать выводы, умозаключения. Выполнение задания, позволяющего вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, направило инициативу и энергию ребёнка в созидательное, творческое русло – русло полезных дел по созданию композиций с использованием бросового материала.
Дети увлечённо отвечали на вопросы викторины, решали логические задачи, определяли авторов объявлений, типа: «Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращиваю новый!» (ящерица) и т. д., которые таинственным образом были спрятаны в волшебной шкатулке с музыкальным светоэффектом. Проведённый накануне опыт «Свет повсюду» позволил объяснить, что источники света могут быть природные: солнце, луна, костёр, и искусственные – изготовленные людьми: лампа, фонарик, свеча. Тина Болотная предложила детям личностно-значимую ситуацию: «Хотите узнать, что находится в волшебном сундучке? Сможете определить, что может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костёр)
Как же быть? Что мы можем предпринять? Варианты ответов (открыть сундучок, посмотреть вовнутрь через прорезь).
Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать так, чтобы в сундучке стало светлее?
Дети зарисовывают свои варианты ответов. (Открыть сундучок, а солнечный свет позволит увидеть всё, что находится внутри.)
- А если мы не будем открывать сундучок, как сделать так, чтобы в нём стало светло? Как всем вместе выйти из затруднительной ситуации? Тина Болотная демонстрирует, а дети рассказывают о нарисованных искусственных источниках света: включённом фонарике, лампочке, зажжённой свече, напоминая о безопасном использовании данных источников света.
Дети сквозь прорезь рассматривают и выявляют самый яркий источник искусственного освещения. В игре «Свет бывает разный» предложили выполнить следующие задания:
- Разложите картинки на две группы: свет в природе; искусственный свет, изготовленный людьми. Что светит ярче? Вспомнить, сравнить. Разложить в такой же последовательности.
- Что светит ярче: солнце, луна, костёр? Сравнить по картинкам и разложить по степени яркости света (от самого яркого).
Эта дивная полянка – для обучения приманка! Получение волшебного звукового письма переключило внимание детей на прослушивание звучания аудиокасеты «Звуки природы», определение источников звуков – друзей нашей природы с просьбой нарисовать их портреты и объяснить смысловое значение декоративных элементов: прямая и волнистая линии (дорога, река, ручей); круг, точки (символ солнца); цветок, лепесток (весна, лето, счастье, жизнь, родители, бесконечники (символ вечной жизни, возрождения природы).
Игротека «В кругу семьи» позволяет воссоздать тот недостающий «мостик понимания» между взрослыми и детьми: «Только весёлые слова», «Если бы у меня были: «живая вода», цветик – семицветик, сапоги – скороходы, ковёр – самолёт», «Весёлые рифмы». Двигательные загадки дети отгадывают, показав ответ движениями: пантомимика (показать частями тела - как ухо говорит: «Я слышу птичку»; как твои плечи говорят: «Я горжусь!» и т. д., знакомыми упражнениями, характеризующих животных и отображающих определённые виды спорта.
Моделированию жизненного опыта детей способствуют детские воспоминания взрослых, связанных с домашними питомцами.
Мои детские воспоминания связаны с преданным «другом», «членом семьи» - козой Мартой. Она всегда была рядом или находилась по-близости, когда я играла с другими детьми, выполняя распоряжение бабушки: «присматривать за мной». А мне хотелось сделать ей что-нибудь приятное: погладить, угостить вкусным хлебом, овощами, сказать ласковые слова. Марта меня внимательно слушала и всё понимала, так как выполняла все мои прсьбы. А с каким удовольствием ребёнок будет слушать рассказы о ваших походах и путешествиях, рыбалках в прошлом!
Общение с природой даёт для этого бесконечные возможности… А как часто именно логика природы помогает нам найти ответ на сложные вопросы, в том числе, и связанные со здоровьем ребёнка! Мы будто обретаем своеобразное чутьё, помогающее нам отличать истинное от неестественно-надуманного.
Все виды детской деятельности направлены на соблюдение правил безопасного поведения, возрастных и психологических особенностях детей, что способствует охране и укреплению их физического и психического здоровья. Путешествуя со Старичком-Лесовичком по лесным тропам, дети преодолевали препятствия в виде: дидактических игр, эстафет, физкультминуток, музыкально-двигательных упражнений. Велика роль гимнастики: дыхательной, пальчиковой, зрительно-артикуляционной, сопряжённой гимнастики: театра пальчика и языка, гимнастики мозга: выполнение перекрёстных движений обеими руками сразу.
Ребята проявляли инициативу, были эмоциональны, активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
Природа – наш друг! Если эта мысль станет главным мотивом бесед с ребёнком, то будет совсем нетрудно научить его не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более того, он с удовольствием и энтузиазмом начнёт наблюдать, исследовать природные явления. Благоприятные условия развития детей способствуют развитию способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, и это основная интереснейшая ступень экологического воспитания детей дошкольного возраста.