Марина Царева
«День рождения Домового»
▼ Скачать + Заказать документы
«День рождение Домового».
Мастер – класс «Изготовление куклы – оберега».
(Для детей старшего дошкольного возраста).
Цель: изготовление куклы – оберега.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с историей народной культуры;
показать связь времен поколений и значение культурного наследия;
-рассказать о семье, как форме объединения людей родных по крови, показать функциональные обязанности каждого члена семьи;
-познакомить детей с верой наших предков в Домового, рассказать им о дне рождения Домового, как отмечали его раньше;
Публикация «„День рождения Домового“» размещена в разделах
- Домовой, домовенок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- повысить этнопедагогическую компетентность родителей на основе изучения традиций на основе изучения традиций духовно – нравственного воспитания детей посредством создания куклы – оберега;
-воспитывать нравственность на основах народных традиций;
-создать у детей радостное, доброе настроение.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество».
Предварительная работа: экскурсия в музей поселковой школы; беседы с детьми; чтение пословиц, поговорок, сказок; рассматривание картин о жизни и быте людей в старину, разучивание стихов; привлечение родителей в создании кукол – оберегов.
Оборудование: отрезки цветной ткани 20*20 см, кусочки тканей треугольной формы, кусочки тканей прямоугольной формы 5*10 см. (по количеству детей, нитки, вата, ножницы.
(Группа оформлена под русскую горницу, с русской печкой. Хозяюшка и дети в русских народных костюмах. Дети усаживаются на стульчики, расставленные полукругом).
Хозяюшка: здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Дай Бог тому, кто в нашем дому – гостям нашим! Будем с вами о семье говорить, петь да плясать, да кукол мастерить! Добро пожаловать! (Кланяется гостям в пояс).
Ребятушки, а вы знаете, что такой поклон означает?
Ответы детей: поздоровались, рады всех видеть, пожелали всем здоровья и счастья!
Хозяюшка: сегодня я предлагаю совершить необычное путешествие в прошлое.
«Великий дар - единожды родиться,
Вздохнуть, раскрыть глаза и на века –
Увиденному миру удивиться,
Где дом и речка, роща и река».
Сегодня мы узнаем с вами, как люди жили в старину. Как вы думаете, жили они по одному или семьями?
Ответы детей: жили большими семьями.
Хозяюшка: а что такое семья? Перечислите, кто живет в семье?
Ответы детей: мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, прабабушки, прадеды.
Хозяюшка: всех, кого вы назвали, это родственники, которые живут все вместе одной большой семьей. Не зря в старину говорили «Домом жить - не –развеся уши ходить», «Домом жить – обо всем тужить». В те далекие времена семьи были большие: под одной крышей, в одной избе жили мама, отец, детки, прабабушки да прадеды. А чем же они занимались?
Ответы детей: работали в поле: пахали землю, сеяли пшеницу, рожь, ловили рыбу, ходили на охоту, вели хозяйство.
Хозяюшка: а какими ремеслами занимались в те далекие времена?
Ответы детей: гончары занимались гончарным делом - делали посуду из глины, бондари делали бочки, лудильщики ремонтировали медные самовары, кузнецы ковали железо, делали подковы для коней.
Хозяюшка: правильно, ребята! В семье все подчинялись старшему. Старшие учили молодых «уму-разуму». Скажите, а какие обязанности были у каждого члена семьи?
Ответы детей: мать с отцом уходили в поле работать, старики оставались по дому хозяйничать, старшие дети нянчили младших.
Хозяюшка: все верно. Вот ушли родители в поле, в доме остались старые да малые. Бабушка по дому хлопочет, дед по двору за скотинкой «ходит». А вы знаете, что самым главным предметом в избе была печь, в старину – русская печка. До нашего времени сохранилась поговорка «Плясать от печки», то есть начинать с самого начала, с основы всего. Еще недавно входящие в дом гости отвешивали три поклона-хозяевам, образам и печи. За что же удостоилась печь такого внимания?
Ответы детей: в печи готовили еду, пекли, мылись, на печи грелись, выхаживали младенцев.
Хозяюшка: в печи всегда поддерживали огонь, ночью его сохраняли в виде угольков. Печь всегда держали в чистоте. А за печкой, по старому поверью, живет домовой или Дедушко-соседушко, как его еще называют. И чтобы он был добрым к хозяевам, они ставили ему за печь блюдце с молоком, чтобы он смог полакомиться. А вы знаете, ребята, что у Дедушки Домового. Как и у нас с вами, есть день рождения? В те старые времена русский народ 10 февраля отмечал день рождения Домового. А кто же это такой и как праздновали его день рождения, нам расскажет (заранее одному из детей дают заданье приготовить небольшой рассказ о Домовом. Можно привлечь родителей.)
Хозяюшка: вот мы здесь говорим-говорим о Домовом, а где же он сам? Его праздник-а его нет.
(Вбегает Домовой).
Домовой : ой, я услышал, что вы обо мне говорите, и давай быстрей бежать сюда. Но, что же я забыл? Ах, беда-беда, огорчение! А-а-а, вначале надо поздороваться. Здравствуйте, детишки. Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуй, хозяюшка! А что это вы все нарядные да красивые? Почему здесь собрались?
Хозяюшка: праздник потому что!
Домовой : какой праздник? Чей праздник?
Хозяюшка и дети: да твой же!
Домовой : ой, опять забыл. Ах, беда-беда, огорчение! А если праздник, то давайте все танцевать!
(Домовой, дети и хозяюшка исполняют танец «Выйду на улицу.», слова и музыка народные).
Хозяюшка: уважаемый наш Дедушка Домовой, в день рождения принято дарить подарки. Наши дети для тебя приготовили стихи.
(Дети читают заранее выученные стихи).
В нашем стареньком домишке
Жили кошки, жили мышки;
И на пыльном чердаке,
В душной, мрачной полутьме,
За печною, за трубой
Жил веселый домовой.
Жил давно, уже лет двести
Днем – храпел в укромном месте.
Так храпел, что пауки
Зеленели от тоски.
А во сне, набравшись сил,
Ночью всячески шалил.
Чуть не лопнув от натуги,
Выл в трубе подобно вьюге.
Топал, хрюкал и чихал,
Всем покоя не давал.
Не со зла…- для развлеченья
И для общего веселья.
Я даю вам слово чести,
Провалиться мне на месте!
Что его два раза видел.
Правда, на картинке.
А вот так…не довелось.
Не случилось, не пришлось.
Но я знаю, что он есть.
Что он рядом где – то, здесь.
За спиной у нас сопит,
Половицами скрипит.
Старый, добрый, озорной,
Бородатый Домовой.
Домовой : спасибо, ребятушки, за подарок! Мне стихи очень понравились!
(Обращает внимание на куклы-обереги). А что это за красота такая у вас!
Что за куколки?
Хозяюшка: а это, Дедушка Домовой, куклы-обереги. Издавна на Руси вечерами в избах собирались семьями, и старшие учили младших делать тряпичную куклу. Тряпичная кукла игрушка не простая, это оберег.
Домовой : ах, беда-беда, огорчение! Триста лет живу, а про это и знать- не знаю.
Хозяюшка: не расстраивайся, Дедушка! Что это за куколки и для чего их делали, нам расскажет (попросить рассказать одного из детей с мамой, которая принимала участие в изготовлении кукол – оберегов. Все обговаривается заранее).
Домовой : (благодарит за рассказ). Вот я что думаю: я-Домовой, оберегаю ваш дом. Так? А кто меня, старенького, оберегать будет? Хочу себе такую куколку! Где ж мне её взять-то? Ах, беда-беда, огорчение!
Хозяюшка: не огорчайся, Дедушка Домовой. Изготовление кукол всегда было делом семейным. Давайте и мы такой большой семьей научимся делать куклу – оберег. И ты, Дедушка, присаживайся к нашим деткам, и помогайте друг другу. (Звучат русские-народные мелодии).
Итак, у вас на столах есть все необходимое для изготовления оберегов. Мы куколку будем делать без помощи иголки, то есть ничего шить не будем.
1. Берем ткань (квадратик, складываем пополам, приглаживаем, складываем еще раз пополам, опять приглаживаем. Когда мы раскроем наш лоскуток, получился крестик-это середина.
2. Из кусочка ваты делаем шарик и кладем его на середину, складываем ткань по диагонали, совмещая углы, туго перевязываем ниткой -это будет головка.
3. Отступив немного от головы, аккуратно собираем ниткой ткань, чтобы получилось тельце.
4. Сейчас нам понадобятся две нитки, чтобы сделать ручки. Левый и правый угол ткани поднимаем немного в стороны, и, отступив немного от краев, перевязываем. Получились ручки.
5. А теперь будем одевать нашу куклу. Давайте вначале сделаем ей фартучек: берем кусочек ткани прямоугольной формы, перегибаем через нитку и завязываем на талии. Дальше повяжем ей платочек. Берем ткань в виде треугольника и завязываем его на голове куколки.
Кукла-оберег готова! Посмотрите, как много получилось у нас красивых кукол. Они все разные, но каждый из нас вложил в нее частичку своей души. Теперь в ваших домах появится свой оберег, который будет оберегать ваш дом, защищать ваши семьи от трудностей и неприятностей. Дедушка Домовой, у тебя тоже появился свой оберег, пусть он тебя оберегает, а ты оберегай нашу группу.
Ребята, скажите, пожалуйста, куда мы с вами путешествовали? Что нового вы узнали? Чем мы занимались? Для чего нужны куклы - обереги? (Ответы детей).
Сегодня мы все прекрасно потрудились, спасибо всем за внимание, за доброжелательное отношение, спасибо вам, ребята, спасибо нашим мамочкам, гостям!
Домовой : хозяюшка, дорогие ребята, я тоже хочу поблагодарить вас за праздник для меня, за подарки и угостить вас сладостями! (Домовой достает из-за печки угощение и раздает детям и гостям).