Маргарита Горковенко
Проект по формированию патриотического воспитания в ДОУ «День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64
«ИСКОРКА»
___
141875 Московская область, Дмитровский район, пос. Некрасовский, мкр. Строителей д. 9
ИНН /КПП 5007010663/500701001
Проект
по формированию
патриотического воспитания в ДОУ
«День Победы»
в средней группе
Возраст детей: 4-5лет.
Публикация «Проект по формированию патриотического воспитания в ДОУ „День Победы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
Тип проекта : творческо-информационный, познавательно-исследовательский,
краткосрочный.
Подготовила и провела воспитатель :
МАДОУ № 64 «Искорка»
Горковенко Маргарита Алексеевна
II категория
2016г.
Проект «День Победы». Формирование патриотического воспитания в ДОУ.
В этом году наша страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Тема войны стала особенно актуальной, в связи с нынешней политической ситуацией в мире.
Смысл этого праздника, для взрослых, напоминание о подвиге нашего народа. А какой смысл имеет праздник День Победы для детей?
На этот вопрос затруднились бы ответить многие взрослые.
Посмотрим, что показал экспресс-опрос детей 6 лет на тему праздника День Победы.
Экспресс-опрос детей 6 лет:
Вопросы Ответы детей
Что такое война?
1: Там стреляют.
2: Солдаты воюют и убивают.
3: Не знаю.
4: Это, где стреляют, есть танки и противники, есть добры и злые.
5: Когда воюют.
6: Когда стреляют.
7: Убивают людей.
8: Взрывают вражеские танки.
9: Воюют.
10: Люди воюют, убивают.
11: Стреляют танки.
12: Не знаю.
13: Не знаю.
14: Не знаю.
15: Сражаются люди.
16: Погибают люди.
17: Нужно стрелять в других злых солдат.
18: Не знаю.
Как ты думаешь, зачем люди воюют?
1: Для того, чтобы спасти планету.
2: Чтобы добывать что-то у других людей.
3: Чтобы победить.
4: Чтобы защищать родину.
5: Не знаю.
6: За Россию, за Родину.
7: Чтобы победить.
8: Чтоб побеждать.
9: Не знаю.
10: Чтобы враги не попали на их Родину.
11: Потому, что у людей оружие.
12: Не знаю.
13: Не знаю.
14: Не знаю.
15: Чтобы победить.
16: Чтобы победить.
17: Чтобы кого-то убить.
18: Чтобы защищать.
А если начнется война, что бы стало с нами?
1: Мы бы умерли.
2: Мы бы не сдавались.
3: Не знаю.
4: Нужно прятаться или убегать, если увидят пристрелят.
5: Не знаю.
6: Война – это плохо, потому, что погибают люди.
7: Мы бы пошли в укрытие.
8: Можно спрятаться в укрытие.
9: Не знаю.
10: Можно убежать.
11: Все умрут.
12: Умрём.
13: Умрём.
14: Не знаю.
15: Можно сдаться, но мы не сдадимся.
16: Все умрут.
17: Мы умрем.
18: Мы погибнем.
Что такое мир? Как ты это понимаешь?
1: Там, где море.
2: Когда дружат все.
3: Когда не воюют.
4: Много людей и они все дома, машины ездят.
5: Не знаю.
6: Это когда любят, дружат.
7: Где живут люди.
8: Люди строят новые города, делают новые машины, покупают разное.
9: Не знаю.
10: Мир – люди не дерутся и не воюют.
11: Люди не ссорятся, а дружат.
12: Мир – любовь.
13: Не знаю.
14: Не знаю.
15: Всех спасли и защищают.
16: Мир – земля.
17: Мир – всех охраняют.
18: Когда закончилась война.
Что такое День Победы?
1: Когда все кричат и побеждают.
2: Когда побеждают, выигрывают, празднуют.
3: Это когда побеждают.
4: Противники убиты, война закончилась.
5: Когда побеждают.
6: Это отмечают победу.
7: Когда побеждают врага.
8: Когда поздравляют мальчишек.
9: Когда выигрывают.
10: Не знаю.
11: Не знаю.
12: Не знаю.
13: Люди отмечают, когда победили.
14: Праздник.
15: Не знаю.
16: Когда один застрелил другого.
17: Закончилась война.
18: Празднуют солдаты победу.
Ты видел когда-нибудь парад Победы? Что там делают люди?
1: Нет.
2: Солдаты шагают, а мы их провожаем.
3: Не знаю.
4: Летают самолёты.
5: Нет.
6: Не видела.
7: Не видела.
8: Солдаты маршируют.
9: Не видела.
10: Нет.
11: Не видела.
12: Выступают клоуны.
13: Люди устраивают маскарад.
14: Люди маршируют.
15: Там сражаются.
16: Всем показывают, кто победил, а кто остался живой. Можно сфотографироваться.
17: Видел по телевизору. Стреляют друг в друга.
18: Не видел.
Экспресс-опрос детей 6 лет показал, что они имеют некоторые понятия о войне, о празднике Победы большинство ничего не знает. Почти все дети ответили, что война страшное событие, которое приносит гибель людей и т. д. Ответы детей несут внешне «позиционный» характер.
Как можно углубить знания детей об этом событии, какими доступными способами мы можем передать смысл этого праздника детям?
В проектной деятельности ребенок выражая своё отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Мы решили организовать в группе месячник, посвященный 70-летию Победы под названием «День Победы», в ходе которого использовать метод проектной деятельности.
Такие мероприятия, как утренник посвященный празднованию Дня Победы проводятся ежегодно. Проект «День Победы» предусматривает разнообразное преподнесение изучаемого материала, включая традиционные и новые формы совместной деятельности.
Тема проекта : «День Победы»
Цель проекта : Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста; создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов; формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности.
расширить представление детей о празднике «9 мая - День Победы», воспитывать чувство уважения, гордости к подвигу героев нашего края и любви к Родине.
Длительность проекта : С 13 апреля по 9 мая (краткосрочный).
Задачи проекта : Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора. Формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
Участники: Воспитатели, дети, родители.
Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей. Вся работа строилась с учетом предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего.
Проект «День Победы» способствует построению диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника, активизирует развитие у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
План работы проекта «День Победы»
Подготовительный этап – подборка и изучение материала, составление плана работы, родительское собрание, консультация, мастер- класс для родителей
Ответственные – Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
Время проведения – с 13 апреля по 20 апреля
1 этап - Игровой модуль «Я – поисковик»
Вид деятельности - Познавательно-исследовательская, коммуникативная
Ответственные - Воспитатели
Время проведения – с 20 апреля по 27 апреля
2 этап - Детский проект - «Мой планшет» (Рапорт (защита) детей по планшетам)
Вид деятельности - Познавательно-исследовательская, коммуникативная
Ответственные – Воспитатели, родители
Время проведения – с 27 апреля по 5 мая
3 этап - Выставка посвященная «ВОВ»
Вид деятельности - Познавательно-исследовательская, изобразительная и конструирование, ручной труд
Ответственные – Воспитатели
Время проведения – с 27 апреля по 9 мая
4 этап - Всероссийская акция «Георгиевская лента»
Вид деятельности - Познавательно –исследовательская, коммуникативная
Ответственные – Воспитатели
Время проведения – с 5 мая по 8 мая
5 этап – Праздник «9 мая - День Победы»
Вид деятельности – Познавательная, коммуникативная
Ответственные – Воспитатели, музыкальный руководитель
Время проведения – 7 мая
6 этап - Экскурсия к памятным местам мкр. Подрезково и возложение цветов.
Вид деятельности – Познавательная, коммуникативная
Ответственные – Воспитатели
Время проведения – 7 мая
7 этап - Спортивная игра-викторина «Знатоки истории» (итоговый)
Вид деятельности - Познавательно-исследовательская, коммуникативная
Ответственные - Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию
Время проведения – 8 мая
Этап 1. Модуль командной игры «Я - поисковик» для детей старшего дошкольного возраста.
(познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность)
Цель: Привлечение детей к исследовательской деятельности, ознакомление с деятельностью поисковиков, побуждение к сотрудничеству.
• Ситуативный разговор «Эхо прошлого». Воспитатель показывает презентацию о поисковых отрядах Московской области.
• Игровая ситуация «Кто такие поисковики?» Воспитатель знакомит детей с деятельностью поисковиков. Предлагает поиграть в лото и познакомиться с орудиями поисковиков (в лото играют парами).
• Физ. минутка «Наш поисковый отряд». Воспитатель проводит соревнование, в ходе которого выявляются командиры и отряды (2 отряда). Раздает командирам карточки-схемы, по условным обозначениям которого дети должны ориентироваться на площадке и найти намеченное место.
• Поисковая деятельность «Раскопки». Дети исследуют территорию (на групповом участке). Каждый отряд исследует территорию и раскапывает найденный предмет. Находки несут в штаб.
• Рефлексия «Возвращение в штаб». Дети возвращаются с прогулки. Обсуждают свою деятельность, исследуют найденное. Каждый отряд показывает свою находку, воспитатель побуждает к высказыванию своего мнения, предположения. Уточняет представления детей о символах ВОВ.
Этап 2. Детский проект «Мой планшет»
(познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность).
Цель: Развитие у детей коммуникативных способностей, пробуждение исследовательского интереса детей, активизация родителей.
1. Игровая ситуация «Боевой приказ»
Вовлечение в исследовательскую деятельность детей. Задание – найти любую информацию о ВОВ.
Формулировка исследовательского вопроса, задание каждому ребенку, собирать определенную информацию о ВОВ.
2. Оформление планшета (проекта). Активизация родителей. Оформление планшета :
- заголовок,
- сбор информации из разных источников,
- выбор правильного (по мнению ребенка) ответа,
- позиция ребенка (отношение ребенка,
- способы проверки ответа,
- результат проверки,
- применение проекта.
Могут сделать макеты, рисунки по изучаемым объектам.
3. Рапорт (защита проекта). Защита проекта и помощь ребенку в подготовке рассказа родителями о проделанной работе. Планшет выставляется на стенде. Ребенок рассказывает о проделанной работе.
4. Выставка проектов. Закрепление полученных знаний в ходе проекта.
3 этап. Выставка макетов, плакатов, папок «Мы помним тебя, солдат», выставка рисунков «Этих дней не смолкнет слава»
(познавательно-исследовательская, изобразительная деятельность и конструирование, ручной труд).
Цель: Обогащение представления детей о ВОВ, развитие творческих способностей, привитие чувства уважения к подвигу советского народа.
План работы по организации выставки
Ситуативный разговор о ВОВ. Мотивация к выставке.
- Моделирование «Военная техника»
- Рисование «Наша Армия»
- Ручной труд с родителями
4 этап. Всероссийская акция «Георгиевская лента»
(познавательная деятельность).
Цель: Создание символа праздника, выражение уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта
Что такое акция «Георгиевская лента»?
Целью данного мероприятия является «создание символа праздника», «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта».
Наша группа тоже будет участвовать в этой акции. Для этого приобретаем георгиевские ленточки. Всем детям и родителям вручаем ленточки.
5 этап. – Праздник «9 мая - День Победы»
Цель мероприятия: Воспитывать патриотические чувства через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального художественного -эстетического воспитания.
Подготовка к празднику: беседы, разучивание тематических стихов и песен, подготовка танца, просмотр презентаций.
6 этап. - Экскурсия к памятным местам мкр. Подрезково и возложение цветов.
Цель: Задачи экскурсии:
• приобщение дошкольников к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
• воспитание уважения к памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга;
• изучение и пропаганда национальных традиций;
• создание условий для творчества детей, их гражданского становления;
• активное изучение дошкольниками исторических страниц воинской славы родного края;
Познавательные мероприятия:
* Беседа, непосредственно образовательная деятельность, о Великой отечественной войне, о подвигах героев войны, о боевых действиях.
* Чтение рассказов и заучивание стихов, рассматривание картин, плакатов, открыток и иллюстраций по тематике.
* Разучивание пословиц, поговорок о защите Родины и ее героях.
* Слушание песен военных лет и современных произведений о подвигах солдат.
7 этап: Спортивная игра - викторина «Знаток истории» (итоговое мероприятие)
(познавательно исследовательская, коммуникативная деятельность).
Цель: Развивать смекалку, эрудицию, активизировать познавательный интерес, самостоятельные рассуждения детей, закрепить полученных знания.
При использовании информационной поддержки семей воспитанников собраны фотографии прадедушек и прабабушек наших детей, оформлены альбомы : «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой Отечественной войны», Великая Отечественная война в произведениях художников», «Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны», «Военная техника времен Великой Отечественной войны».
Кирилл К. со своей мамой оформили альбом «Знамя Победы», а Кристина К. с бабушкой собрали материал к альбому «Вечная память – героям панфиловцам». Маша К. со своей мамой представили макет «Вечного огня», Даня Т. с папой сделали военный самолёт. Также собраны занятия, беседы, дидактические игры, пословицы, стихи, песни о войне, о мире, о 9 Мая, информационный материал в уголок для родителей по теме «9 Мая – День Победы», «Георгиевская лента – символ Дня Победы».
Успешность проекта обеспечила предметно-развивающая среда, созданная силами всех участников:
• копии наградных документов и фотографии участников и ветеранов Великой Отечественной войны;
• ордена, юбилейные медали и знаки Ветерана Великой Отечественной войны;
• имитация «Вечного огня»;
• альбомы: «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой Отечественной войны», Великая Отечественная война в произведениях художников», «Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Города – герои».
• дидактические игры с патриотическим содержанием;
• подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, о мире;
• подборка песен военных лет.
В рамках проекта работала тематическая выставка детского рисунка и поделок. Темы: «Мы помним тебя, солдат», «Этих дней не смолкнет слава».
В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с детьми :
• Совместная и индивидуальная деятельность педагога с детьми по лексической теме «День Победы». Проведены занятия и беседы: «О Великой Отечественной войне», «Что такое героизм?», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», «Земляки – фронтовики», «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны», «Почему война называется Великой Отечественной войной?», «Дети войны».
• Проведены дидактические игры «Назови пословицу», «Защитники Отечества», а также подвижные игры «Кто быстрее?», «Перетягушки».
• Изготовление праздничных открыток к 9 Мая.
• Выставки детских рисунков, совместного творчества детей с родителями на темы войны, мира, 9 Мая.
• Подготовлен совместно с родителями и проведен праздничный утренник, посвященный Дню Победы.
Дети с удовольствием читали стихи, пели песни, танцевали.
По проекту накоплен богатый материал, который адресован всем педагогам ДОУ для использования в их работе с детьми:
• Альбомы: «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Города – герои».
• Пособие для воспитателей «Как знакомить детей с праздником 9 Мая». (Занятия, беседы, дидактические игры, пословицы и поговорки). Альбом «Детские рассуждения и рисунки на тему «День Победы».
• Стихи и песни о войне, о мире, о 9 Мая.
• Рекомендации родителям по лексической теме «День Победы».
• Информационный материал для родительского уголка «Атрибуты праздника Победы», «Георгиевская лента – символ дня Победы».
По окончании проекта проводится повторный экспресс - опрос детей группы.
Реализация проекта показала свою эффективность:
Дети:
• Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
• Пополнен материалом о Великой Отечественной войне патриотический уголок группы.
• Дети знакомы с символикой Российского государства.
• Ребята имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.
• Они знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.
• Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «День Победы».
• Также они имеют представление об истории памятных мест г. Дмитров
• Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени.
• Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Родители:
• Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
Таким образом, реализация проекта «День Победы» может предоставить детям наиболее эффективные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, развития коммуникативных компетентностей, раскрытия творческого потенциала, также осознания детьми смысла и важности праздника «День Победы».
Программное обеспечение.
Комплексная: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Литература
1 Игровой модуль «Я – поисковик» Авторский модуль Толстяковой Л. А.
2 Проект «Мой планшет» Разработка по Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Организация проектной деятельности в детском саду»
3 Выставка «ВОВ»
4 Всероссийская акция «Георгиевская лента». Акцию придумала к 60-летию Победы Наталья Лосева — сотрудник информационного агентства «РИА Новости». Организаторами акции являются «РИА Новости» и РООСПМ «Студенческая община».
5 Викторина «Знаток истории» (итоговый) Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»
Беседы о второй мировой войне. М: ГНОМ и Д. 2008;