Наталья Юрченко
Деятельностный подход к организации педагогического взаимодействия. Из опыта работы профильного лагеря
▼ Скачать +Заказ
Профильный лагерь «Романтика» - традиционная форма летнего отдыха для обучающихся нашего Центра и школьников Железнодорожного района. Он существует с 2000 года. Возник, как палаточный лагерь. Проводится в конце августа. Организаторами лагеря являются педагоги Центра в сотворчестве с обучающимися образцового коллектива штаба старшеклассников «Романтика».
Публикация «Деятельностный подход к организации педагогического взаимодействия, Из опыта работы профильного лагеря» размещена в разделах
Деятельностный подход к организации педагогического взаимодействия прослеживается с первых минут подготовки организаторов к проведению лагеря и конечно же в деятельности самого лагеря.
Все мы знакомы с терминами, но все же позволю себе их напомнить:
Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка.
В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между всеми участниками образовательного процесса. В процессе педагогического взаимодействия особенно распространены
информационные связи, проявляющиеся в обмене между педагогом и обучающимся,
организационно-деятельностные связи,
коммуникативные связи.
А также важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе.
В настоящее время наибольшее распространение получили следующие подходы к организации педагогического взаимодействия :
- деятельностный, формирующий у учащихся разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса;
- личностно ориентированный, обеспечивающий у учащихся развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.
Взаимодействие педагога с обучающимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Педагог должен быть подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с обучающимися. Однако на практике взаимоотношения складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля педагогического общения педагога и реализации основных принципов процессов воспитания. Назову их и приведу примеры, как эти принципы реализуются на практике, в профильном лагере «Романтика» :
1. Ценность личности раскрывается в ее духовном содержании внутреннего мира и принятии собственного образа. Реализацию внутренней свободы обеспечивает доверие, как компонент мышления и культуры общения человека.
Как этот принцип реализуется на практике? Отряды формируются из 12-15 человек. Не более, что дает возможность каждого увидеть, с каждым поговорить и понять сложный внутренний мир подростка. Вечерние огоньки затрагивают темы ценности каждого ребенка, подводят к мысли об уникальности каждого участника. «Нет детей не талантливых» -такой подход у педагогов в лагере. Правильно организовать отрядную работу, предоставив возможность для творчества каждому –главная задача педагога.
Для становления и развития личности необходима предметно-развивающая среда, среди принципов организации которой есть категория открытости миру людей, миру искусства, миру природы. Открытость – это важнейшая этическая категория, объясняющая многие глубины бессознательных процессов. Это мера свободы и согласия человека в отношении себя, других. Обучающие занятия в лагере делятся на две категории: обязательная программа и по выбору, с учетом интересов детей. Приведу пример, мастерская «Оратор» - обязательная часть. «Лепка из глины» - по выбору.
Организатором развивающей среды является педагог, по отношению к которому обучающийся тоже чувствует доверие или недоверие, а, следовательно, будет открыт или закрыт для взаимодействия с ним.
Выстроить правильные отношения с участниками лагеря помогает годами апробированная методика И. П. Иванова о коллективных творческих делах. Где главное – проявление заботы. Как создать такую атмосферу в лагере? Мы используем для этого систему разновозрастных отрядов. Где старшие заботятся о младших, а младшие заботятся о старших. Это проявляется во всем. В работе обучающих занятий, которые ведут педагоги. Приведу пример, например все мы знаем, что подростку влечены плетением фенечек, на мастерской педагог не только научил их плести, но и мотивировал детей на изготовление подарка для друзей.
Позитивная психологическая атмосфера – одно из условий эффективного воспитания и развития личности человека. Доверие выступает одним из признаков благоприятной атмосферы, так как обеспечивает доброжелательную критику, свободное выражение собственного мнения, отсутствие давления, признание прав, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокую эмоциональную включенность.
Изменение аудио среды, визуального ряда ждет участников лагеря с первых минут общения. Хорошо известный лозунг коммунарских сборов «Мы вам рады, мы вас ждали!» работает эффективно. Одним из основных постулатов лагеря – отсутствие буллинга среди участников. Всякие попытки унизить человека, пресекаются на корню. Ведутся беседы, диспуты, дискуссии. Открывать мир вместе с детьми, удивляться вместе, вместе творить – так же одно из главных правил лагеря. «Все делай вместе, а иначе зачем?»
Принцип целостности предполагает единство социально-нравственного и общекультурного развития личности.
В процессе взаимодействия формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.
Этому способствуют различные малые формы работы с группой, различные игры на местности. И конечно же объединение детей в составе местного отделения РДШ. В лагере ребята в игровой форме узнают о деятельности организации, вступают в первички.
Профильный лагерь – это отличная PR-компания нашего Центра. Более 80 процентов участников лагеря наши обучающиеся, которые стремятся попасть в наш лагерь, записываясь заранее на следующее лето.
Педагог и ребенок – это две наиболее важные фигуры в целостном педагогическом процессе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания.