Лидия Минеева
Проект «Давай будем играть — слух развивать»
Пояснительная записка
Название пособия: «ДАВАЙ БУДЕМ ИГРАТЬ – СЛУХ РАЗВИВАТЬ!»
С рождения ребё нка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц… Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, служат целям общения его со взрослыми и своими сверстниками, средством передачи различной информации и побуждения к действию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставляет их звучание, пытается повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Так происходит при развитии ребёнка в норме. Совсем другая картина, если у ребёнка есть нарушения в развитии речи. Как показывает практика, недоразвитие фонематических процессов выявляются практически у всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Проект „Давай будем играть — слух развивать“» размещена в разделах
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение, страдает развитие речи в целом. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. Поэтому развитию и коррекции фонематических процессов на логопедических занятиях уделяется особое внимание.
Вашему вниманию представляется подборка дидактических игр и пособий для развития фонематических процессов.
Цель: Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- учиться слышать и различать гласные звуки, а также отделять гласные от согласных.
- учиться определять последовательность и количество звуков в слове.
- учиться определять место звука в слове начало, середина, конец.
- учиться делить слова на слоги.
- учиться соотносить звуки с буквами.
- развивать внимание, мышление и память в ходе выполнения основных задач.
- вызывать интерес и побуждать детей к самостоятельной деятельности.
Представленные игры способствуют развитию фонематического слуха и предназначены для работы с детьми старшего и подготовительного возраста, соответствуют требованиям ФГОС.
Содержание игр и пособий соответствуют физиологическим и психолого-педагогическим особенностям формирования детской речи.
Упражнения можно выполнять как под контролем взрослого, так и в самостоятельной деятельности детей. Можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых, частично и как целое занятие.
Игры помогут детям с нормой речевого развития проверить и закрепить свои знания. А, детям с ограниченными возможностями помогут справиться с проблемами развития речи.
Игры, задания и упражнения расположены по принципу: от простого к сложному.
Упражнения и игры могут использовать в своей работе логопеды, дефектологи, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, родители и конечно дети.
Описание слайдов:
1. Титульный лист
2. Чем звуки отличаются от букв? Ребёнок даё т ответ: Звуки мы говорим, и слышим, буквы – пишем и читаем. При правильном ответе, по щелчку, появляются условные обозначения.
3. Условные обозначения. Вспомни какие звуки, какими символами обозначим.
4. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? Ребёнок называет картинки и на слух должен, определить какой звук есть во всех словах.
5. Оставь только те картинки, которые начинаются с гласного звука. Ребёнок должен назвать картинку определить первый звук, гласный он или согласный. При правильном ответе (по щелчку мыши) ненужная картинка исчезает.
6. Найди картинки со звуком Ш. Ребёнок называет картинки и определяет наличие или отсутствие в названии звука Ш. При правильном ответе (по щелчку мыши) ненужная картинка исчезает.
7. Определи первый звук в слове, каким символом обозначишь? Надо назвать картинку, определить первый звук в слове и подобрать символ. При правильном ответе (по щелчку мыши) символ закрывает картинку.
8. Где стоит звук С, в начале, в середине или в конце? Грузовик привёз товар, в каждом слове есть звук С. Его надо выгрузить по магазинам. Если звук С стоит в начале слова его выгружаем в первый магазин, если в середине в средний магазин, если С стоит в конце слова его выгружаем в третий магазин. При правильном ответе (по щелчку мыши) «товар выгружается» в соответствующий магазин.
9. Раздели слова на слоги. При правильном ответе (по щелчку мыши) на экране появляется правильный ответ, слоговая схема слова.
10. 11. Проведи звуковой анализ. Ответы ребёнка контролирует взрослый. При правильном ответе (щелчком мыши) на экране появляется правильный ответ, слоговая схема слова и звуковая схема.
12. Найди слово. Ребёнок должен распределить слова со звуком Л, по схемам. Звук Л вначале, в середине слова, в конце.
13. Отгадай загадку. Проведи звуковой анализ и синтез отгадки. Контролируем щелчком мыши.
14. Назови имя девочки из сказки, которое состоит из первых звуков слов. Взрослый контролирует, при правильном ответе (щелчком мыши) на экране появляется правильный ответ.
15. Доминошка. Начинаем игру щелчком мыши. На экране появляется картинка и слово, которое надо прочитать. К прочитанному слову подобрать картинку и щёлкнуть по ней мышкой. Картинка встанет рядом с прочитанным словом и вытащит за собой новое слово, которое надо прочитать. Последним надо будет прочитать слово мяч.
16. Помоги Красной Шапочке добраться до бабушки. Злая туча закрыла солнышко и закидала дорожку буквами. Красная шапочка не может добраться к бабушке и унести ей пирожки. Собери слово «солнышко» из букв, опираясь на звуковой анализ. Помоги внучке пройти по лесной дорожке, до бабушкиного домика.
Спасибо за работу, у тебя всё получилось!
Литература:
1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1993.
2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. ,2007.
3. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.
4. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
5. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М. : Мозаика-Синтез, 2000.
6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
7. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2003.
8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. : “Просвещение”, 2008.
9. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1978.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М., 2008.
11. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов - М. : ’Издательство ’Гном и Д’, 2001.
12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. - М., 2009.
13. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.
14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.
15. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 2000.
16. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2009.