Приложение МААМ

Цветотерапия как стимулятор интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей

Ольга Анохина
Цветотерапия как стимулятор интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Публикация «Цветотерапия как стимулятор интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей» размещена в разделах

Дошкольное детство – время первичной социализации детей, формирования стойких стереотипов соматической и психической организации. Наблюдения и практический опыт показывают, что становление специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, изобразительной и др., его развитие оптимизируются при включении в образовательный процесс цветотерапии как элемента психогигиенической и психокоррекционной работы.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений и исследований позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Покажи мне свои любимые цвета – и я скажу тебе, кто ты. Примерно так говорил швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая свой знаменитый тест.

В последние годы вырос интерес к механизму воздействия цвета на людей.

Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;

• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Профилактика нервного напряжения требует учёта характера воздействия цвета на человека.

В условиях ДОУ цвет используется не только как зрительный стимулятор и раздражитель, но и как наполнитель пространственной среды. Это позволяет условно зонировать окружающую обстановку, вносит разнообразие в традиционные виды деятельности, усиливает смысловое значение изучаемого.

Говорят, что дома и стены помогают. Для дошкольника детский сад – это второй дом. Задумываемся ли мы о том, что в зависимости от окраски стен жилища дети могут чувствовать себя совершенно по-разному?

Мы проводили в ДОУ эксперимент для определения влияния окружающей цветовой обстановки на поведение и результативность в обучении детей. Оказалось, что их успехи улучшились при более рациональной окраске стен. Изучение эмоционального состояния воспитанников при помощи методики цветопредпочтения показало, что у многих из них наступает быстрое утомление, снижение тонуса активности уже в первые часы пребывания в помещении. После этого в помещениях был изменен цветовой климат. Потолки и верхнюю часть стен окрасили в белый цвет, нижнюю – в кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой.

Опираясь на экспериментальные исследования Е. Б. Рыбкина, которые позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека мы в свою очередь на занятиях используем «цветовые пазлы», которые помещаем на верхней, средней или нижней частях доски, в зависимости от того, какого эффекта мы ожидаем от них. Так, «пазл» комбинации фиолетового и жёлтого цветов активизирует мыслительную деятельность при расположении вверху, используя «пазл» жёлтого и зелёного цветов мы располагаем детей к общению, сочетание зелёного и жёлтого цветов успокаивают.

В результате этих, казалось бы, простых мероприятий значительно улучшилось освещение, дети стали меньше уставать, а повторная диагностика, проведенная через некоторое время, показала, что число детей с превышением отрицательного эмоционального фона уменьшилось более чем в три раза.

И в этом нет ничего удивительного! Белый цвет значительно повышает освещенность за счет того, что отражает до 80% дневного света. В отличие от других цветов белый цвет лишен эмоционального воздействия. Наши выводы получили неожиданное подтверждение в исследованиях американских психологов, выяснивших, что сумеречное освещение вызывает у многих взрослых и детей состояние депрессии и, наоборот, яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус.

Также функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета, нежели в желтый и особенно красный. Конечно, мы далеки от мысли, что в каком-нибудь детском саду взрослые надумают окрасить стены в красный цвет. И тем не менее.

Взрослым, педагогам, и родителям, необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 – 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание.

Опыт практических экспериментов с цветом позволяет сделать выводы об эффективности его использования в работе с дошкольниками. Цветотерапия, несомненно, способствует:

• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Публикации по теме:

Цветотерапия как инновационная здоровьесберегающая технология С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных.

Цветотерапия как метод лечения Актуальность Колоссальный опыт, накопленный многими народностями в лечении разных заболеваний человека, до последнего времени почти не.

Цветотерапия — здоровьесберегающие технологии в ДОУЦветотерапия — здоровьесберегающие технологии в ДОУ Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.

Инновационный проект «Внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности» В современном мире, где всё стремительно меняется и развивается, дошкольное образование не стоит в стороне от нововведений и современных.

Конспект образовательной деятельности «Новичок» по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности Педагога: Грязновой Елены Васильевны, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 35» г. Ярославля Тема:.

Консультация для воспитателей «Гимнастика во время напряженной интеллектуальной деятельности» Консультация для воспитателей «Гимнастика во время напряженной интеллектуальной деятельности» Эта гимнастика выполняется с движениями и.

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности» Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности». В современном обществе резко повысился социальный.

Развитие интеллектуальной одаренности детей путем систематизации познавательно-исследовательской деятельности МО «Каменский городской округ» МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» Доклад Развитие интеллектуальной одаренности детей путем систематизации.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность. Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных.

Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности Слайд1. Тема «Развитие социально – эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Слайд2. Тезис.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цветотерапия как стимулятор интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей
Опубликовано: 10 октября 2019 в 20:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цветотерапия как стимулятор интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Анохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД