Маргарита Николаева
Консультация для воспитателей «Цветные числа Кюизенера в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Одним из эффективных средств, позволяющих педагогам познакомить со сложными математическими понятиями в доступной малышам форме, являются палочки Кюизенера. Основные особенности этого материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Цветные числа Кюизенера в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Палочки Кюизенера
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного.
С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. «Цветные числа» дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
• Познакомить с понятиями цвета, величины, длины, высоты, ширины, с составом числа (из единиц и двух меньших чисел, последовательностью чисел натурального ряда;
• Осваивать прямой и обратный счёт;
• Усвоить отношения между числами, пользоваться знаками сравнения;
• Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;
• Научить делить целое на части и измерять объекты;
• Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
• Познакомить со свойствами геометрических фигур;
• Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);
• Развивать логическое мышление, внимание, память;
• Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Целесообразно организовать развитие и обучение детей с палочками Кюизенера в разных видах деятельности: в непосредственной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек, моделирование цветными полосками). Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами. Игры необходимо подбирать, учитывая индивидуальные способности и возрастные возможности каждого ребёнка.
Для того, чтобы поддержать интерес к обучению необходимо: использовать игровые методы и приёмы, сюжетная подача математического материала (использование сюжетов, сказочных персонажей, сенсорная привлекательность материала.
Дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, заборчики, ворота и т. д. Когда дети наиграются, можно будет обратить внимание на цвет палочек : выкладывать красные дорожки для матрёшек, поезд с голубыми вагонами, строить одинаковые по высоте желтые заборчики. Разнообразить игры детей с цветными палочками, нужно следующими приё мами: для матрёшки в жёлтом сарафане выложить жёлтую дорожку, для матрёшки в красном сарафане – красную. Для большого медведя строим широкую зелёную дорожку, а для маленького мишутки – узкую голубую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть «единичкой», голубую палочку «троечкой» и т. д.
Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, формы и размера. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом, со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т. е. создать схему.
Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.
Работу с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными