Алексеева Вера Васильевна
Познавательно-игровой проект «Чудесный мир фольклора для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект познавательно-игровой «Чудесный мир фольклора для малышей»
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что час-то человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Публикация «Познавательно-игровой проект „Чудесный мир фольклора для малышей“» размещена в разделах
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.
Поэтому мы решили познакомить детей с фольклором через проектную деятельность. И один из успешных проектов (по нашему мнению, который нам удалось реализовать, мы представляем.
Цель проекта:
Обогащать развивающую среду по средствам малых форм фольклора.
Задачи проекта:
Развивать речь младших дошкольников средствами малых форм фольклора.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Познакомить с культурой и народными традициями нашей Родины.
Расширять знания детей о русском народном творчестве (потешки, прибаутки, колыбельные).
Актуальность: фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Особую значимость приобретает фольклор в первый год пребывания малыша в дошкольном учреждении, поэтому необходимо использовать потешки, лепеталки, колыбельные знакомые детям на слух с детства, чтобы сделать пребывания ребенка в дошкольном учреждении наиболее комфортным.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Работать начинаем с младшей группы. На каждый возраст разрабатывается перспективный план работы на год.
Вид проекта:
Познавательно - творческий
Продолжительность:
Долгосрочный
Участники проекта:
дети второй младшей группы, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Предварительная работа:
беседы, чтение, рассматривание иллюстраций.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с устным народным творчеством и традициями соответственно возрасту. Проект позволит расширить знания о культуре русского народа, о народных праздниках проводимых в детском саду, в группе. Дети научатся видеть красоту русского языка через устное народное творчество.
Реализация проекта
I этап
Подготовительный
Анкетирование родителей на знание малых форм фольклора;
Подбор материала к альбому «Загадки», «Потешки»;
Пополнить центр развития речи дидактическими играми, книжный уголок новой литературой: русскими народными сказками, потешками, колыбельными, загадками
Приобрести серии картинок по развитию связной речи.
Подготовка сценария совместно с музыкальным руководителем, подбор костюмов и атрибутов для фольклорного праздника «В гости к нам пришла Матрёшка».
II ЭТАП основной
Создание и использование альбома «Загадки» в совместной деятельности с детьми.
Проведения занятие по рисованию «Оладушки для нашей бабушки».
Проведения занятия по конструированию «Дорожка для колобка».
Знакомство с самоваром.
Проведение занятия по развитию речи «Любимый фольклор».
Разучивание с детьми народной игры «Кот Васька».
Рассматривание иллюстраций к потешкам и колыбельным.
Чтение потешек, колыбельных, прибауток.
Разучивание репертуара по сценарию фольклорного праздника «В гости к нам пришла Матрёшка».
Проведения занятия по рисованию оладушек.
Мастер класс с родителями создание «Книжка-малышка».
Творческая мастерскаяс с родителями создание «Театр на палочках».
Консультация для родителей на тему: «Роль фольклора в развитии детей», «Роль родителей в возрождении русских традиций».
III этап
Заключительный
Продукт проектной деятельности:
Презентация
Фольклорный праздник «В гости к нам пришла Матрёшка».
Праздник «День рождения Деда Мороза».
Создание альбомов потешек, колыбельных, прибауток.
Вывод: Задачи, которые стоят перед нами глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Родители положительно относятся к работе по проблеме приобщение детей к истокам народной культуры, через фольклор. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. Например, очень запомнилась «Масленица» - праздник с участием родителей, родительские собрания. Перед собранием в ходе, которого показывали «Посиделки», было разработано положение о конкурсе для родителей. Родителям было предложено своими руками сделать книг. Наши родители приняли активное участие в разработке книг, за что были награждены. Также во время собрания, была проведена игра с родителями и детьми, проводя работу по данной теме, мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать культуру других народов и чутко к ней относится.
Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала разных культур.