МААМ-картинки

Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей

Пономарева Татьяна Александровна
Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Публикация «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» размещена в разделах

Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, — именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании. Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях. Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.

Слово обеспечивает содержание общения. Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение своей жизни может усвоить лишь определённую часть слов. Эти слова и составляют так называемый словарный запас. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Как известно, формирование словаря ребёнка тесно связанно с развитием представлений об окружающей действительности, а также с развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка.

Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу — довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Комплексно подойти к проблеме развития речи ребенка позволяют игры и упражнения с песком.

Данная техника заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук – именно в этом я и вижу актуальность данной темы.

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Карла Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, ребенок ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Виды работы с песком :

• рисование на песке (пальцем, кисточкой);

• рисование с помощью песка;

песочная анимация на песке;

• отпечатки на сыром песке;

• создание скульптур из песка;

• создание сюжетных композиций с использованием песка, упавших плодов с минимальным ущербом для природы и др.

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.

Такие упражнения открывают детям широкие возможности для проявления творчества.

Основная цель: развитие речи и мелкой моторики пальцев рук детей через использование метода песочной терапии.

Работа с детьми в технике «песочного рисования» позволяет решать следующие дидактические задачи:

А) образовательные:

• формирование умений и навыков в работе с песком; обучать правилам работы с песком, вызывая у детей интерес к играм и упражнениям, превратив их в занимательную игру;

• обогащение и активизация словаря детей по разным лексическим темам;

развитие связной речи ребенка;

развитие воображения, творческого мышления, ассоциативных образов, умения решать художественно-творческие задачи;

• формирование умения выполнять поставленные задачи;

развитие умения подбирать материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;

развитие координации, плавности, ритмичности и точности движений, зрительно-моторной координации;

развитие и совершенствование мелкой моторики рук и глазомера;

развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;

развитие умения действовать по словесной инструкции;

• подготовка руки ребенка к письму;

• освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие;

• расширение кругозора детей.

Б) воспитательные:

• расширение коммуникативных способностей детей;

• совершенствование трудовых навыков, аккуратности, умения доводить начатое дело до конца, бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

• воспитание аккуратности в работе, самостоятельности, трудолюбия;

развитие эстетического восприятия, художественного вкуса и умения видеть красоту окружающего мира;

• воспитание усидчивости, умение работать в коллективе, парами и индивидуально.

Игры с песком способствуют :

развитию артикуляции;

развитию речевого дыхания;

развитию мелкой моторики рук;

• автоматизации звуков в речи;

• расширению словарного запаса;

развитию фонематического слуха и восприятия;

развитию лексико-грамматических представлений;

развитию связной речи; обучению рассказыванию;

• подготовке к обучению грамоте.

Методы, используемые при обучении детей работе в технике «пескотерапии» :

«объяснительно-иллюстративный» – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

«репродуктивный» – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

«частично-поисковый» – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

«исследовательский» – экспериментирование, наблюдение;

«игровой» – обыгрывание ситуаций, дидактические игры, элементы театрализации;

«словесный» – беседа, рассказ воспитателя, чтение произведений литературы (стихотворения, сказки, прибаутки, потешки и т. д.).

Приемы, которые я использую в своей работе с песком :

• рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля;

• посыпание, пересыпание песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость;

• поиск игрушек, спрятанных в песке;

• выкладывание на песке букв, цифр, композиций различными предметами;

• рисование на мокром песке тонким предметом;

• рисование цветным песком;

• создание на песке композиций, используя различные игрушки, иллюстрирование своих историй, разыгрывание уже известных сказок;

• игры, чтение и обсуждение литературных произведений, отгадывание загадок, показ образцов работ и др.

Организация детей для работы в данном направлении может быть, как фронтальной, так и групповой или индивидуальной.

Работа с детьми по обучению детей «игр с песком» проводится как на занятии, так и в самостоятельной организованной деятельности. Длительность проведения соответствует требованиям СанПиН.

Организация проведения включает в себя как привлечение внимания детей, показ образца, объяснение, так и продуктивную деятельность детей. Данный вид деятельности позволяет научить ребенка не только практическим умениям, но и последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Сложность заданий подбирается с учетом возраста и опыта детей. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка» или упражнения, так и во время работы.

Для создания комфортной психологической обстановки, творческой атмосферы во время работы с песком используются аудиозаписи звуков живой природы, классическая музыка, а также элементы сказкотерапии, художественное слово. В результате у детей происходит изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

– игра, которая является основным видом деятельности детей;

– сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

– просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

– музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Свою работу строю на следующих принципах:

• От простого к сложному – пожалуй, самый главный принцип по обучению детей любому виду творчества, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

• Принцип наглядности – выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

• Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка;

• Принцип связи обучения с жизнью – изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей его обстановки, жизни.

Использование песочной терапии как средства развития речи детей позволяет решать поставленные задачи во всех образовательных областях.

Песочная терапия – ОО «Познавательное развитие» :

• ребенок продолжает знакомиться с такими понятиями как песок, виды песка, с трудом людей;

• происходит расширение представлений об окружающем мире;

• во время выполнения работы обогащаются знания детей о пространственных представлениях: справа, слева, дальше, ближе, симметрия и др. ;

• происходит развитие сенсорных способностей, расширение представлений о геометрических фигурах и цифрах;

• изображая солнце, дождь, животных и растения, проходит знакомство с миром природы, временами года.

Песочная терапия – ОО «Речевое развитие» :

• происходит развитие связной речи;

• обогащается словарь детей;

• происходит формирование грамматического строя речи;

• дети продолжают знакомиться с художественной литературой.

Песочная терапия – ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

• происходит воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

развитие коммуникативных качеств;

• закладываются основы трудового воспитания, а также работы в коллективе.

Песочная терапия – ОО «Физическое развитие» :

развитие мелкой моторики рук;

• изготовление атрибутов для подвижных игр.

Песочная терапия – ОО «Художественно-эстетическое развитие» :

развивать эстетический вкус;

развитие навыков рисования и аппликации песком;

• создание картин для эстетического оформления группы.

Оборудование и материалы, необходимые для выполнения работ:

песочница «Малая» (в группе) и «Большая» (на участке);

песочный планшет (поднос с цветным дном);

– световой экран (деревянных ящик прямоугольной формы с двойным дном с подсветкой);

– наборы лексических игрушек для игр с песком :

• люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности;

• животные (дикие, домашние);

• птицы (дикие, домашние);

• обитатели водного мира (рыбы, млекопитающие, крабы, моллюски);

• дома

• деревья и другие растения;

• транспортные средства;

• объекты среды обитания человека;

• объекты ландшафта Земли;

• аксессуары (бусы, пуговицы, ракушки, камни, соломки для коктейля);

песок :

• кинетический песок (на 98% состоит из натурального песка, не засыхает, не боится контакта с водой. Песок удерживает приданную ему форму, но в то же время рассыпается);

• речной песок (промытый, прокаленный речной песок крупной или мелкой фракции);

• цветной песок;

песочные макеты по лексическим темам (с помощью фигурок на песочных макетах отрабатываются навыки ориентировки на плоскости, развивается мелкая моторика; при использовании на занятиях обогащается и закрепляется словарь детей по лексическим темам, формируются лексико-грамматические категории, развивается связная речь) :

«Дикие животные наших лесов»

«Домашние животные»

«Домашние птицы»

«На морском дне»

«Животные севера»

«Профессии на стройке» и другие.

– набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• набор игрушечной посуды и мебели (для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дом»).

Выделяют несколько видов и форм работы в педагогической песочнице :

• конструирование из песка, например:

• составление узоров на песке, например:

• рисование песком и на песке :

• создание картин на песке :

• создание песочных композиций :

экспериментирование:

«Изготовление кинетического песка»

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И, не секрет, что в адаптационный период установить контакт с детьми помогают игры.

Работая с детьми раннего возраста, мною было замечено, что в практике недостаточно методического материала, который практически может использовать воспитатель во время адаптации детей к детскому саду.

Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и искать приемы оптимизации при адаптации детей к детскому саду.

Изучая литературу, и наблюдая за детьми, я поняла, какое положительное влияние могут оказывать игры с песком на детей в период привыкания к общественному воспитанию.

Это игры в песочнице. А также в уголке «Песок – вода» в групповой комнате:

Эти игры положительно влияли на психическое состояние детей в адаптационный период.

Не секрет, что игры с песком имеют положительное влияние на развитие мелкой моторики рук детей, поэтому я решила развивать эту тему. В младшей группе, мы продолжили работу с песком.

Для разнообразия песочных игр продолжили обогащать развивающую среду : закупили разносы по количеству детей (песочный планшет с цветным дном, собрали разнообразный бросовый материал.

Во втором полугодии, сделали для детей дидактическую игру «Повтори узор».

К концу учебного года дети в достаточной степени овладели навыками рисования пальчиками на песке, и от игр мы перешли к обыгрыванию несложных сюжетов и сказок.

В средней группе, мы решили углубить и разнообразить работу по пескотерапии. Поэтому, сейчас мы работаем над развитием речи при помощи песочной терапии. Разнообразие тем, предложенных детям, для работ в первом полугодии, позволило нам в полной мере отработать навыки вырисовывания различных форм, как простых, так и сложных. Дети научились передавать формы овощей и фруктов, предметов окружающего мира и природы; передавать не только форму, но и соответствующий цвет. Конечно же все игры и упражнения, при этом, сопровождались речью.

На сегодняшний день разработан план самообразования, подготовлена и продолжает пополнятся развивающая среда по данной теме. Дети, с интересом, вовлечены в процесс и уже достигли некоторых положительных результатов. Например:

– знают и выполняют правила игры с песком

– знают много упражнений с песком

«Песочный дождь»

– умеют рисовать простые элементы и узоры

«Дорожка для черепашки»

– выполняют упражнения на развитие дыхания

– работают с трафаретами

«Грибочек»

– работают с кинетическим песком.

И еще много дидактических, сюжетных игр и упражнений с песком. Все игры и упражнения имеют речевое сопровождение (см. Приложение).

Организованная деятельность с песком открывает для ребенка возможность выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на «планшете» её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

Обязательной формой организации работы в группе является работа в парах и коллективная работа.

Согласно плану самообразования планомерно ведется работа с родителями (см. Приложение).

В конце учебного года, а также в середине года, для промежуточного контроля, запланирована выставка детских работ в технике «песочной терапии».

Дважды в году проводится мониторинг овладения детьми умениями и навыками при выполнении работы в технике «Пескотерапии» (см. Приложение).

Формы контроля:

• Промежуточный (выставка работ воспитанников, мониторинг)

• Итоговый (итоговая выставка, защита творческих проектов, мониторинг).

К концу года воспитанники:

будут знать: правила техники безопасности при работе с песком и мелким материалом; основные приёмы выполнения работ в технике «песочной терапии», правила оформления и применения данных работ; выполнять упражнения;

-- уметь: гармонично сочетать цвета при выполнении работ, уметь выразить свою мысль с помощью рисунка, объемных или плоскостных форм; составлять композиции, самостоятельно изготавливать картинки;

– а также, у детей усовершенствуется координация движений, мелкой моторики,

ориентация в пространстве; улучшится речь и ее основные функции; станут более развиты навыки коммуникации.

Использование песочной терапии позволяет мне более успешно решать поставленные программой «От рождения до школы» задачи, а также дает возможность детям раскрыть свои творческие способности, увидеть красоту окружающего нас мира и улучшить свою речь.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия) Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия).[/b] Задачи: - Через метод экспериментирования с песком.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей
Опубликовано: 27 января 2021 в 15:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» (включая файлы) размещена пользователем Пономарева Татьяна Александровна (УИ 1696234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД