Наталия Рюмшина
Консультация для педагогов «Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»
▼ Скачать + Заказать документы
Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования. Начинать ее следует уже в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии — главные задачи экологической работы в ДОУ.
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое экологическое воспитание в ДОУ?“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство — один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы, эмоциональном отношении к ним и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды и взаимосвязей внутри природных сообществ. Экологическая образованность и воспитанность дает ребенку возможность лучше понимать отдельные аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами объяснить ту или иную ситуацию или понять объяснения родителей и педагогов; самостоятельно или совместно со взрослыми, учитывая потребности живого существа, выполнить определенные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются: самостоятельные наблюдения; проведение опытов; чтение рассказов с дальнейшим их обсуждением; выработка определенных навыков в различных видах деятельности (игры, импровизации, уход за животными и растениями).
Важнейшими задачами являются:
—формирование умений и навыков по уходу за
растениями и животными;
—руководство чувственно-эмоциональными детскими реакциями на окружающую среду;
—воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;
- формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;
- воспитание эстетических и патриотических чувств;
- укрепление дружеских отношений между детьми;
- установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями;
- экологизация быта и семейных традиций.
Для осуществления поставленных задач необходимо следующее:
1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую-работку экологических
знаний дошкольников:
- организовать «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети -изучают первые навыки по уходу за растениями и животными, взрослые личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы;
- собрать демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды, диафильмы).
2. Осуществлять ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
3. Регулярно планировать и проводить тематические прогулки,
экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и
природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.
4. Активно использовать развивающие, познавательные игры,
дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности.
5. Осуществлять интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. включать элементы экологических знаний в другие занятия.
6. Проводить просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя - различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д.