Нина Прохорова
Консультация «Что такое трудовая деятельность детей дошкольников в ДОУ»
Ни для кого не секрет, что труд-основа всех основ. Именно поэтому приучать детей к труду важно с самого раннего детства. Мы знаем виды трудовой деятельности в ДОУ: Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Хочется подробнее рассмотреть вид ручного труда — изготовление предметов из разнообразных материалов: из бумаги, картона, ткани, пряжи, ниток, природного материала, бросового материала с использованием комплексного подхода реализуются в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивно-модульной, театрализованной). Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, художественный вкус, сообразительность, воображение, выдумку. Ручной труд, в чем его особенность? А в том, что очень эффективными средствами трудового воспитания детей могут быть как игра, так и театрализация. Использование педагогом на НОД традиционных форм и методов (рассказ, беседу, инструкцию о том, как смастерить ту или иную поделку, вместе с тем открывает перед ребенком яркий мир фантазии, задумок, творчества. Давно известно, что «учение с увлечением» приносит лучшие результаты, чем обучение без всякого к тому интереса. Сказочные герои и персонажи на НОД как раз способствуют этому: вызывая в детях желание трудиться.
Примеры: изготовление изделий из бумаги и картона: самолеты, ястребки, вертолёты, лодки, журавлики, попугаи, чашки (оригами) с использованием изделий в театрализованной деятельности, игре. Изготовление открыток сюрпризов, открыток-раскладушек: Пример: «Зайчик», «Собачка», «Цветочек маме», «Человечек». Изготовление из бумаги и других материалов кукол-марионеток с использованием в дальнейшем в театрализованной деятельности детям 5-7 лет. Примеры: «Чудо-зоопарк» изготовление фигурок животных из бумаги, картона и прищепок детям 3-5 лет. Изготовление книжек и сочинение забавных истории по ним с детьми 4-6 лет. Создание из ткани, пряжи, ниток лоскутных кукол в традиционном русском народном стиле (мотонки, младенчики, пеленашки, крупенички). Поделки из природного материала примеры: волшебные веточки (аппликации, шишки-великаны и шишки-малышки (мышка, ёж, птичка, павлин, лягушка, из желудей и орехов (лесовичок, черепашка, божья коровка) с использованием в театральной деятельности, экспериментальной, игровой. Игрушки и поделки из бросового материала (пластиковых бутылок, цветного картона, бумаги- собачки, коровки, свинки.
Развитие у детей художественно-творческого отношения к трудовой деятельности способствует эмоциональному удовлетворению от процесса и результата труда.