яна балдина
Конспект занятия «Что такое деньги в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Рассмотреть определение понятие «деньги»;
Определить с учащимися значимость денег в жизни человека;
Обсудить различные варианты отношения к деньгам;
Развивать познавательные интересы, творческие способности, общеучебные умения и навыки, а также способствовать самореализации личности.
Задачи:
Обсудить, какую роль играют деньги в современном мире.
Выяснить, могут ли деньги быть средством поощрения и наказания.
Публикация «Конспект занятия „Что такое деньги в нашей жизни“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Ход занятия.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! У меня сегодня хорошее настроение, я очень рада вас всех видеть. Хочу поделиться с вами своим настроением. (Подойти к ребенку и передать в ладошки хорошее настроение, а дети по цепочке передают друг другу. Последний воспитателю.) Вы заметили, что когда вы касались друг друга ладошками, вы улыбались. Значит, частичка радости перешла к каждому из вас.
Думаю, что теперь и у вас хорошее настроение, надеюсь, что оно сохранится до конца занятия.
Обратите своё внимание на ряд слов расположенных на доске, выберите и назовите те из них, которые соответствуют вашему состоянию перед началом занятия.
Словарный ряд: Любопытство; страх; радость; удивление; раздражение; новизна; равнодушие; безразличие; удовлетворение; заинтересованность.
Состояние ваше мне вполне понятно, так как вы не знаете, о чём пойдёт речь, и как мы будем работать.
Актуализация знаний.
Обращаю ваше внимание на доску здесь анаграмма: расшифруйте её
И Д Ь Н Е Г (деньги)
А вот вам и подсказка. Я кладу их не в платок, я кладу их в кошелек!
— Сегодня мы с вами поговорим о деньгах. Я думаю, каждый из вас знает, что такое деньги. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим.
И сегодня на занятии мы будем говорить о деньгах. Итак, тема нашего занятия – «Деньги в нашей жизни».
Почему мы не можем прожить без денег? Для чего они нужны? Постараемся ответить на эти вопросы.
Мотивация и критерии.
- Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывался, откуда они взялись, как к ним относиться? Чего больше - добра или зла приносят они людям? Ученые утверждают, что деньги - это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни. Так что же такое деньги : источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.
- Ребята, а зачем каждому из вас нужны знания нашего занятия о деньгах? ( Ответы детей: - чтобы быть более, финансово - грамотным и уверенным покупателем).
- Где их взять?
Правильно, заработать, т. е. люди должны трудиться. Труд людей – основа производственной деятельности, в результате которой создаются материальные блага. Это физические и умственные способности людей.
Мы, понимая, откуда берутся деньги, к ним относимся соответственно.
Основная часть.
- Итак, мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить на тему «Что такое деньги в нашей жизни?».
Как же вы понимаете, что такое деньги?
На вопрос, что же такое деньги, и какое место они занимают в жизни каждого из вас, мы постараемся ответить сегодня. Обратимся к словарю Ожегова: деньги - это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
Игра «Мешочек».
Дети достают из мешочка деньги. Сначала монеты. Достают и говорят, что на ней изображено.
- Это металлические деньги – монеты, они круглой формы.
- Это бумажные деньги - купюры, банкноты, они прямоугольной формы. На всех деньгах есть портреты, рисунки и обязательно цифры. Зачем они нужны? Цифра – это номинал, их стоимость. Сложив все купюры, можно узнать, сколько у вас денег.
Рассматривание российских рублей обучающимися.
-А сейчас разделитесь на 2 группы. Каждая из вас попробует собрать пазл и ответить, какая же купюра досталась.
- Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Что можно купить за деньги?». Условия игры очень просты: если вы считаете, что это можно купить за деньги - хлопните в ладоши, а если нет, топните ногой. Учитель перечисляет:
- одежда; — здоровье, — любовь; — пища; - уважение близких, — дружба,
— развлечения; - общение с природой; — спокойная жизнь; — образование; — игрушки, — общение с людьми; — удача; — счастье.
- Вот мы с вами и убедились, что далеко не все можно купить за деньги.
Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких их любовь. За деньги можно купить еду, но не аппетит. За деньги можно купить дом, но не семью. За деньги можно купить лекарство, но не здоровье. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни, и тем более не использовать для этого нечестные методы. Культура обращения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми.
-Итак, если всерьез задуматься над вопросом, так что же такое деньги – то с полной уверенностью можно сказать, что это лишь средство к существованию, но не более.
- Как вы думаете, а есть ли что-нибудь полезное и важное для человека, что он может получить бесплатно? Определенные блага (лечение, обучение в школе, проезд пенсионеров в городском общественном транспорте, лечение в больнице, пользование библиотекой, вызов “Скорой помощи” и т. п.) могут стать бесплатными. Но эти блага являются бесплатными только для тех, кто ими пользуется, оплачивает же их кто-то другой (государство, предприятия, благотворительные фонды и т. п.).
Стихотворение А. Барто «Так на так» (читает Мурашкин С.)
Решили два Ивана
Меняться без обмана
А что менять — Не в этом суть,
Хоть что-нибудь На что-нибудь.
Игрушечного зайку На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку Потом опять на зайку.
Друзья не ищут выгод, Им пошуметь, попрыгать,
Кричать; — Меняю кошку На сломанную брошку,
А сломанную брошку Потом опять на кошку!
Решили два Ивана Меняться без обмана.
А что менять — Не в этом суть, Хоть что-нибудь На что-нибудь. Так целый день менялись И при своем остались.
- О чем это стихотворение? Обдуманно ли менялись герои?
- А вы когда-нибудь чем-нибудь менялись с друзьями? Но и меняться надо с умом. Ведь вы можете и не знать цену вещи, которую вы обмениваете. Поэтому, прежде чем чем-то поменяться с другими, лучше спросить разрешения у взрослых.
Работа в подгруппах. Ребята делятся на 2 подгруппы.
- А сейчас мы поговорим о культуре обращения с деньгами. Каждой подгруппе я даю карточку с ситуацией. Вы должны обсудить и прокомментировать на это я вам даю 2 мин.
Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но.
Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска. Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата-первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но.
Вы познакомились с двумя ситуациями, и каждая заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти ситуации и почему после них остаются сомнения. На обсуждение ситуаций вам даётся 2 минуты, после чего вы зачитываете ситуацию и даёте ответ.
Примерные выступления детей:
- В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.
- Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью обмана. Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет.
- Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов, не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.
Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Далеко не все на свете продается и покупается.
Деньги - зло или добро?
- Вот и пришло время решить этот вопрос: деньги - зло или благо? Какие будут соображения?
Примерные выступления детей:
- Нельзя сказать однозначно. Для кого-то - зло, для кого-то - благо, все зависит от человека.
- Конечно, благо: без них не будет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни культуры, ни образования.
- Скорее, зло - деньги разделяют людей.
- Сами по себе деньги - это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут - зависит от отношения человека к деньгам.
Сегодня мы узнали много интересного о деньгах. Знаем, что их надо зарабатывать, чтобы они у нас были. Как только они появляются, тут же куда-то исчезают. И проблема не столько в их количестве, сколько в желании тут же их потратить. То есть первый враг денег — это мы сами, если наши желания опережают наши возможности.
Чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил:
Не стыдитесь вести денежные подсчеты.
Избегайте вести подсчеты прилюдно.
Планируя расходы, будьте сдержанны.
Не экономьте на заботе о своих близких!
Старайтесь не влезать в долги!
Заключительная часть.
-Как называлось наше занятие?
-О чём говорили на нашем занятии?
-Что нового узнали, что вспомнили?
-Какие задачи мы с вами ставили в начале нашего занятия, со всеми ли мы справились?
- Скажите, пожалуйста, что мы с вами сегодня воспитывали на нашем занятии? ( Ответы детей: - воспитывали культуру обращения с деньгами)
- Давайте вернёмся к тем критериям, по которым мы оценивали себя на протяжении всего занятия, узнаем, кто был активным и правильно и полными ответами отвечал на мои вопросы, запоминал всё, о чём говорили на занятии, умел рассуждать. Возьми оценочный лист и посчитай монеты.
Тот, у кого больше всех монет – тот является финансово грамотным человеком.
Рефлексия.
Обратите своё внимание ещё раз на ряд слов расположенных на доске, выберите и назовите те из них, которые соответствуют вашему состоянию на конец занятия.
Словарный ряд: Любопытство; страх; радость; удивление; раздражение; новизна; равнодушие; безразличие; удовлетворение; заинтересованность.
В заключение нашего занятия Сережа прочитает вам стихотворение:
Деньги дарят нам свободу,
Но таят в себе ловушку:
Будешь жить деньгам в угоду
Станешь их рабом послушным.
И проверено веками:
Хорошо — владеть деньгами,
Плохо — быть под властью денег!
На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание.