Булкина Елена Ивановна
Читаем детям о войне. Конспект занятия по рассказу Н. Тихонова «Умный танк» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
«Читаем детям о войне». Чтение художественной литературы в старшей группе. Подготовила конспект воспитатель Булкина Е. И. Цель: Учить детей понимать смысл рассказа, идейное содержание. Уточнить представления детей об особенностях рассказа, отличии от других литературных жанров.
Добиваться от детей грамотных ответов на поставленные вопросы. Развивать речь и обогащать словарный запас. Воспитывать патриотические чувства.
Вступительная беседа:
Воспитатель:
Публикация «Читаем детям о войне, Конспект занятия по рассказу Н, Тихонова „Умный танк“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Военные профессии, военная техника
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Танк, танкисты
- Темочки
Ребята, мы говорим с вами сейчас о войне. Это трудная тема. Война была огромным горем, она оставила свой след в душе каждого - и пережившего войну, и родившегося после. Прошло уже 70 лет, как кончилась война, а писатели и поэты продолжают о ней писать, переживать всё заново.
Сегодня я прочту вам рассказ, который называется «Умный танк». Написал его Николай Тихонов.
Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?
Чтение рассказа воспитателем.
1. Первичное чтение.
(Дети внимательно слушают).
2. Беседа и анализ произведения.
Как вы думаете, почему рассказ называется «Умный танк»?
Почему эту историю мы называем рассказом, а не сказкой?
(В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться.)
(В рассказе нет чудес и сказочных выражений.)
Назовите главного героя рассказа?
(Главным героем рассказа является танк.)
Что нравилось танку, которым командывал товарищ Загорулько?
(Он любил, чтобы за ним ухаживали, чистили, мыли, протирали каждый винтик
и водили на далёкие прогулки в поле.)
Что делает танк? Какие слова – действия использует писатель в тексте?
(Фыркнет, потянет, ворчит, дёргает, рванёт, вытащит, зашумит, лезет, зацепит, давит.)
Как танк преодолевал преграды «надолбы»?
(«Надолбы» - это гранитные столбы. Они ставились для того, чтобы преградить
дорогу танкам.)
Что нравилось танку делать больше всего на войне?
(Танку товарища Загорулько очень нравилось на войне рвать колючую проволоку.)
Какие сравнения использует Тихонов в рассказе? С чем сравнивает?
(Сравнение - это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета
другому.)
(Проволоку с паутиной, столб – с громадным гранитным зубом с пломбой).
Как относился командир Загорулько к своему танку, когда он преодолевал отвесную стенку?
(Танк от радости зашумит, а командир невольно улыбнётся своему любимцу.)
Что произошло на берегу маленькой речки? Расскажите?
«Фугас» - что обозначает это слово?
(«Фугас» - это большая мина.)
Кому принадлежат эти слова: «Эх, хороший был танк!Конечно, мы ночью его к себе вытащим с поля битвы, но сейчас бросать его жалко.. .
(Эти слова принадлежат командиру Загорулько.)
Можно ли назвать танк членом команды? Почему?
(Танк весь полыхал огнём и, прикрывая свою команду, шёл да шёл, не обращая внимания на рвавшиеся снаряды. Шёл он дальше, грозный и гордый, а пламя бесновалось у него внутри. так он пришёл к нашей пехоте, а с ним и пришла команда во главе с командиром.)
Какими словами автор описывает характер танка?
(Грозный, гордый, боевой, сердитый).
Каким событием заканчивается рассказ?
(Когда танк уводили на буксире и снег сыпался на его почернелые бока, командир следил
за ним благодарным взглядом. А танк медленно шёл по лесу, влекомый тяжёлыми канатами, и вид у него был такой боевой и сердитый, что все глядели на него
с уважением.)
Можно ли танк считать героем войны? Обоснуйте ответ?
(«Горящий» танк совершил героический поступок, прикрывая и спасая свою команду, и за это его можно считать героем войны.)
На какие три смысловые части можно разделить рассказ?
Какие бы вы нарисовали картины?
1. Танк преодолевает «надолбы».
2. Горящий танк спасает команду.
3. Прощание с танком.
3. Итог.
Почему рассказ называется «Умный танк»? В чём проявляется его «ум»?
Какие чувства вызывает у вас это произведение?
Чем понравился рассказ?