Надежда Каменских
«Читаем А. С. Пушкина». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Читаем А. С. Пушкина
Каменских Надежда Васильевна
МАДОУ «Юго-Камский детский сад «Планета детства»
Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста: мой личный опыт»
воспитатель
Современные дети, в том числе и дошкольники, разносторонне развиты, активны, любознательны. Но порой они недостаточно воспитаны, не всегда внимательны к окружающей красоте, иногда проявляют чёрствость и бессердечие. Новые информационные технологии, безусловно, расширяют возможности развития наших воспитанников, но в то же время отдаляют детей от мира прекрасного, доброго, вечного.
Публикация «„Читаем А, С, Пушкина“, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
В современных учреждениях образования, в том числе и нашем, возникает необходимость в разработке новых подходов к воспитанию дошкольников, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
“Искусство очеловечивает”, - говорил известный живописец и педагог Б. М. Неменский. Бесспорным является и тот факт, что именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Выражаем уверенность, что разработанные нами уроки искусства и литературы, познавательные и творческие проекты вносят частицу в важнейшее дело воспитания современного дошкольника, помогают ориентироваться в окружающей действительности, понять ее многообразие, способствуют обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияют на познание нравственной стороны действительности, повышают познавательную активность.
Не секрет, что наших детей окружают Монстры Хай, Человеки Пауки, Нинзяги, Гарри Поттеры и другие герои иностранных мультфильмов и фильмов. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Россию - ещё одна актуальная проблема нашего общества. В связи с этим очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей Родины.
Когда мы говорим о России, и ее культурном наследии, первое имя, которое вспоминается большинству – имя Александра Сергеевича Пушкина - одного из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок великого русского поэта в формировании эстетически нравственной личности ребёнка.
Анализ бесед с родителями показал, что лишь малая часть родителей читают ребятам сказки А. С. Пушкина, считая их недоступными пониманию детей дошкольного возраста. Я пришла к выводу, что благодаря изучению творчества великого русского поэта можно содействовать появлению у детей стремления к постоянному общению с книгой, развивать способность наслаждаться художественным словом, учить уместно употреблять в речи образные выражения, создавать ситуации, способствующие возникновению интереса к изучению творчества и других писателей. По моему мнению, народные сказки как нельзя лучше подходят для формирования и развития духовно-богатой личности с прочными нравственными устоями, но когда происходит утрата семейных ценностей и чтение художественной литературы становиться необычайной редкостью для детей в семье, то именно мы, педагоги должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей.
Свою работу я начала с анкетирования родителей:
1. Есть ли у вас дома сказки А. С. Пушкина?
2. Часто ли вы читаете их своим детям?
3. Беседуете ли вы с детьми после прочтения или рассказывания сказки?
Обработав анкеты, получились следующие результаты:
Критерии Результат %
Не имеют, не читают, не беседуют 50
Имеют сказки А. С. Пушкина 32
Беседуют 8
Читают 10
Результат для меня был с одной стороны ожидаем, с другой стороны я была разочарована в том, что столь величайший поэт не востребован в нашем современном обществе.
На основании анкетирования, был составлен план работы и поставлены цель и задачи:
Цель:
создать условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А. С. Пушкина. Задачи:
формировать интерес к книгам, литературным произведениям;
прививать любовь к родному языку;
познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина;
воспитывать умение слушать, понимать и воспринимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
Далее я разработала перспективный план работы по взаимодействию с библиотеками поселка Юго-Камский, и по работе с родителями по данной теме. Наше знакомство со сказками А. С. Пушкина началось с посещения детской библиотеки. Дети посмотрели презентацию о детстве и юности поэта.
В моей работе прослеживалась следующая система: сначала сказка прочитывалась в группе, рассматривались иллюстрации, обсуждались не понятные выражения, давалась оценка положительным, отрицательным героям. При чтении я всегда использовала высокую интонационную выразительность, звуковая обогащенность стихов должна завораживать, заставлять прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Дети пересказывали любимые сказки, придумывали свои сюжеты «Если бы я попал в сказку…».
После прочтения мы посещали библиотеку для просмотра мультфильма, изучаемой сказки и викторины по содержанию. В библиотеке периодически, нами оформлялись следующие творческие выставки: выставка рисунков по сказкам «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; выставка в технике пластилинография «Золотой петушок»; выставка в технике аппликация «Золотая рыбка»; выставка в технике лепка из пластилина «Кот ученый». Вся эта система помогала детям в запоминании произведений, систематизации знаний изученного материала.
Для того, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, было организовано родительское собрание. На собрании были озвучены результаты анкетирования по чтению А. С. Пушкина детям, проведена игра «Что? Где? Когда?» по сказкам и творчеству поэта. В ходе игры многие родители пришли к выводу, что плохо ориентируются в предложенной теме. Проведена консультация о положительном влиянии сказок на личность ребенка сказок. Также на собрании родителям выданы памятки «Читаем детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…».
В результате все прониклись предложенной темой и решили стать активными участниками.
В раздевалке нашей группы оформляла информационный стенд для родителей «Как научить ребенка любить книгу?» «Прочитай мне сказку, мама», «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Великий писатель и поэт…»
С целью формирования в детях любви к чтению, формированию бережного отношения к книге и творчеству поэта, в группе была организована выставка книг с иллюстрациями и портретом А. С. Пушкина. Каждый ребенок приносил свою книгу. Дети рассматривали иллюстрации, рассказывали друг другу о прочитанном, обменивались своими впечатлениями. Для того чтобы повышался интерес к семейному чтению в раздевалке группы оформлялась фотовыставка «Читаем вместе». То есть на фото изображены ребенок со старшим членом семьи с книгой. Данная выставка помогла замотивировать неактивных родителей, и вовлечь их в процесс. Для тренировки памяти и умению выразительно рассказывать стихи, я провела конкурс чтецов по отрывкам из сказок. В конкурсе приняли участие все дети. Здесь предложения в выборе отрывка были индивидуальны: дети с уровнем освоения образовательной программы в области речевое развитие ниже среднего учили простые и короткие стихи, дети с высоким уровнем учили более сложные. Соответственно при помощи родителей все дети были награждены грамотами и дипломами, а также сладкими подарками. И еще один конкурс был проведен в нашей группе: конкурс семейных работ по сказкам Пушкина (аппликация, поделки из природного материала, и т. д.). Работы были разнообразны и оригинальны, часть работ приняла участие в выставке «Поделки из природного материала», в библиотеке поселка.
В конце учебного года наблюдалась положительная динамика в проделанной работе. Все дети хорошо ориентировались в изученном материале, узнавали портрет поэта, рассказывали о семейных чтениях разных произведений, сотрудники библиотеки отметили частую посещаемость детей с родителями. Дети расширили познания о Пушкине, его сказках, о героях и сюжетах, повысился интерес к книгам с произведениями писателя.
Дети умеют отображать свои впечатления о героях сказок с помощью рисунков цветными карандашами или красками.
Был пополнен уголок книги произведениями Пушкина и собрана информация о Пушкине при участии родителей воспитанников.
Дети и родители испытывали положительные эмоции от увиденных своих работ на выставках в библиотеке. Мою работу положительно оценили на уровне поселка, и мне была торжественно вручена грамота от главы поселения «За формирование любви к чтению детям дошкольного возраста».
В дальнейшей работе я продолжу работу по сказкам А. С. Пушкина, для того чтобы совершенствовать навыки в чтении стихов, в драматизациях, используя жесты, мимику, интонацию, совершенствовать связную речь (диалогическую, монологическую) и развивать умение чувствовать красоту русского языка