Колюшева Анжелика
Консультация для родителей «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитием мелкой моторики занимались многие ученые. И. М. Сеченов был первоначальным ученым, подвергший критике теорию наследственной предопределенности изменение движений ребёнка как результат формирования конкретных нервных структур. Он писал, что движение рук человека наследственно не обусловлены, а складываются в процессе воспитания и учения как результат идеаторных связей между зрительными, осязательными и мышечными улучшениями в процессе активного контакта с окружающей средой.
Темочки:
Физиолог И. П. Павлов выражал гипотезу о том, что развитие функции обеих рук дает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает достоинства в интеллектуальном развитии, так как речь непосредственным образом связана с мышлением. Он писал: "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".
Именно работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова и современные исследования нервной деятельности позволяют сегодня правильно изучать закономерности формирования двигательных умений, в том числе и мелкой моторики.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Ребенок в 1-2 года должен уметь:
• строить конусные конструкции из четырех колец;
• вставлять колышки в специальные дырочки;
• перелистывать по 2-3 страницы книги;
• рисовать на бумаге непонятные линии и фигуры;
• нажимать на кнопки;
• рисовать, меняя руки, делать взмахи руками;
• есть почти самостоятельно;
• использовать жесты при общении;
• подносить приборы ко рту;
• сам схватывать чашку и пить из нее.
Ребенок в 2-3 года:
• нанизывает большие бусины на нить;
• перелистывает по отдельной странице книги;
• умеет пользоваться ножницами;
• держит карандаш, используя большой и указательный пальцы, а не в
сжатый кулак;
• многие действия производит одной рукой;
• крутит руками в разных направлениях;
• рисует геометрические обозначения, используя кисти рук;
• раскатывает и разминает пластилин;
• ест без помощи взрослых.
Ребенок в 3-4 года:
• строит конусную пирамиду из 9-ти кубиков;
• изображает круг по образцу;
• рисует пересекающиеся линии;
• лепит из пластилина животных;
• использует вторую руку для удержания предметов ;
• режет бумагу с помощью ножниц.
Ребенок в 4-5 лет
• вырезает по контуру фигуры;
• изображает пересекающиеся линии;
• изображает квадрат;
• пишет имена родителей и свое;
• пишет и произносит числа от 1 до 5;
• знает буквы;
• умения ведущей руки преобладают над умениями вспомогательной;
• сам одевается.
Ребенок в 5-6 лет
• вырезает из бумаги элементарные фигуры;
• изображает треугольник;
• раскрашивает по контуру изображения;
• схватывает карандаш тремя пальцами;
• делает аппликации из бумаги;
• рисует простейшие работы.
Таким образом, в зависимости от возраста, можно проследить уровень развития мелкой моторки, также развивать ее в соответствии с возрастом ребенка.
Варианты развития мелкой моторики:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
3. Песочная терапия.
4. Вырезание ножницами.
5. Работа с бумагой
6. Аппликация.
7. Лепка из пластилина, глины и солёного теста.
8. Рисование, раскрашивание.
9. Графические изображения.
10. Штриховка.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики можно самостоятельно придумать очень много. Это и перемотка ниток и завязывание и развязывание всевозможных лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор различных круп и так далее. Главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Только систематическая работа с самого раннего возраста, помогает детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальчики, то будут развиваться речь и мышление ребенка.