Лилия
Художественно-музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Чехов и Таганрог»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно - музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное А. П. Чехову.
Музыкальный руководитель МБДОУ № 36
Бобылева Л. М.
Задачи: формировать интерес к творчеству А. П. Чехова; развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников; культуру речи дошкольников, способствовать социальному и эмоционально-нравственному развитию детей; воспитывать гордость за свой Таганрог.
Публикация «Художественно-музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Чехов и Таганрог“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Таганрог. Мой город
- Темочки
Предварительная работа: с целью расширения знаний о достопримечательностях города посетить с детьми музеи и памятные места, связанные с именем писателя;
- познакомить детей с детством Антоши Чехова посредством проведения НОД «Жизнь необычного мальчика Антоши Чехова»;
- Прочитать с детьми детские произведения Чехова : «Каштанка», «Белолобый», «Ванька»;
- совместно с родителями оформить выставку рисунков и поделок в разных техниках исполнения героев произведений Чехова «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться …»
- изготовить индивидуальные работы – вылепить героев произведений (Каштанку, кота Иван Иваныча, и свинью Хавронью Ивановну из пластилина, собрать Каштанку из цилиндров);
- совместно с педагогами и родителями выпуcтить альманах»Читая, Чехова».
Дети входят в зал под музыку «У камелька» П. Чайковского из цикла «Времена года» и рассаживаются на стульчики.
Слайд№1 (портрет А. П. Чехова)
Ведущий. Есть такая профессия – писатель. Писатель пишет не ноты, пользуется не красками, не движениями. В его распоряжении – слово. Используя слово, он может рассказать так, что мы будем смеяться или плакать, грустить или волноваться. Посмотрите на портрет А. П. Чехова. Весь мир знает и любит великого писателя, который родился и жил в нашем городе Таганроге.
Слайд№2 «Памятник А. П. Чехову в сквере его имени»
Читает Ребенок. Над зеленой гладью залива
Ты стоишь в изумрудных садах,
Город Чехова, город счастливый,
Неподвластный суровым годам.
(автор неизвестен)
Дети слушают песню «Где степи приазовские встречаются с волной …»
Музыка Г. Бабаева, стихи Э. Анохиной
- Память о Чехове хранят многие места нашего старого города.
Ребята, а вы хотите узнать, каким был маленький Антоша? (ответы детей)
Я предлагаю вам отправиться в путешествие во времени, и мы с вами перенесемся в эпоху, когда жил маленький Антоша.
Антон Чехов родился зимой, 29 января 1860 года, в небольшом домике в центре города на Полицейской улице, которая сейчас называется его именем (улица имени А. П. Чехова)
Слайд№ 3 «Домик Чехова зимой»
Звучит фоном «Сладкая греза» П. Чайковского.
Читают дети.
«Домик Чехова»
Чеховский домик – уютный, пленительный,
Где обитала большая семья.
В маленьких комнатках дух удивительный,
В них так свежа, так жива старина!
Здесь собирались вечерями длинными,-
Шутки, остроты и Библии глас.
Были те годы Антоши счастливыми, -
Столько добра в них, невинных проказ.
Ветры судьбы ткут узорами странными…
На перекрестках случайных дорог,
Чудился домик с зелеными ставнями,
Тихий, желанный, родной Таганрог
- После рождения маленького Антоши, семья Чеховых переехала на самый край города в большой двухэтажный дом с двором и постройками, в которых располагалась торговая лавка «Чай, кофе, сахар и др. колониальные товары». В этом доме прошли пять лет жизни будущего писателя.
Слайд №4
Выходит Мальчик.
Ведущий. А вот и сам Антоша.
Антон. Здравствуйте, ребята!
Ведущий. Здравствуй, Антон! Расскажи нам немного о себе.
Антон. Я еще только будущий писатель, учусь в мужской гимназии.
- У меня много обязанностей и забот. Вместе с братьями я помогаю отцу в лавке. Учусь счетному делу и искусству торговли: отмеривать и отвешивать чай, кофе, сахар, конфеты. Стараюсь почтительно обращаться с покупателями. Мой папа, Павел Егорович, создал свой церковный хор, и каждый день мы с братьями поем.
- А какие песни вы поете?
Антон. Вот послушайте!
Звучит песня «Рассвет» П. Чайковского в исполнении детского хора.
Ведущий. Ребята, вам понравилась это произведение? А чем?
Я предлагаю вернуться в двухэтажный дом на улице Александровской, который мы называем «Лавкой Чеховых».
Дело в том, что днем дети и взрослые занимались торговлей. Но вечером дом преображался. В нем собирались: поэты, музыканты и просто ценители «прекрасного». Давайте представим себе, что мы попали в музыкальные гостиные Лавки Чеховых.
Читают дети. «Входит музыка в наш дом» К. Ибряев
- Тихо, тихо сядем рядом. Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг;
Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой …
Это музыка торопит и зовет нас за собой!
Девочки исполняют Танец импровизацию под музыку П. Чайковского
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Слайд № 5 «Портрет П. Чайковского»
Ведущий. Ребята, кого вы видите на портрете?
(ответ детей)
- Как вы думаете, почему мы о нем вспомнили?
Дети. Писатель и композитор были друзьями.
- Правильно. П. И. Чайковский несколько раз бывал в Таганроге у своего брата, Ипполита. А как называется музыкальный альбом, который Петр Ильич посвятил своему племяннику, сыну брата?
Дети: «Детский».
(Дети перечисляют знакомые пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского)
У А. П. Чехова, как и у его друга П. Чайковского было много общего: талант, образование и, конечно же, любовь к родным местам, к русской культуре, к русской природе.
Слайд №6
- Перед нами «Домик Чайковского». Расположен он на улице «Греческой», рядом со старыми Солнечными часами наверху Каменной лестницы.
Слайд № 7 «Каменная лестница» (Вид сверху)
Ребенок. Антоша, мы знаем, что твоя мама была очень добрым и отзывчивым человеком, любящим семью. Твои родители очень хотели, чтобы их дети выросли счастливыми, образованными и талантливыми людьми.
Антон. Да, поэтому папа и мама отдали нас учиться в гимназию.
Слайд №8 «Гимназия имени Чехова»
Антон. Учиться в гимназии было очень трудно. Мы изучали латынь, Закон Божий, греческий. Но больше всего я любил читать, изучать французский
язык, играть в театр и танцевать.
А во время переменок мы с ребятами любили играть в разные игры.
Давайте поиграем?
Ведущий. С удовольствием!
Игры «Баба Яга», «Сало», «Горелки».
Ведущий. Спасибо тебе, Антоша за интересный рассказ о своем детстве.
Антон. До свидания, ребята! Любите свой город, читайте книги, путешествуйте, открывайте мир для себя!
(Уходит)
Ведущая. А мы продолжаем путешествие по родному Таганрогу.
Слайд № 9 «Театр имени Чехова»
- Кто знает, как называется это здание?
(ответ детей)
- Чехов впервые побывал в этом театре в 13 лет. Для этого ему приходилось переодеваться до неузнаваемости. Гимназистам запрещалось посещать подобные заведения. С годами на сцене театра были поставлены его знаменитые пьесы: «Вишневый сад», «Чайка, «Три сестры». Но главным делом Чехова остаются его рассказы, повести и пьесы, в том числе и для детей.
Слайд №10 «Египетская пирамида»
- Как называется эта скульптурная композиция?
- Правильно! Если загадать желание и потереть пятачок свинье, то оно обязательно сбудется, а если в нее еще бросить монетку, то непременно станете богаче.
Слайд № 11 «Библиотека имени Чехова»
- Почему она носит имя Чехова?
Антон Павлович был одним из первых читателей библиотеки. А все свои произведения он подписывал так: «в таганрогскую библиотеку от автора. Антон Чехов».
Слайд №12 «Памятник Петру 1».
Ведущий. Узнав, что жители города Таганрога решили установить памятник основателю города царю Петру 1, Чехов принял активное участие в осуществлении этой идеи. Он договорился со скульптором Н. Антокольским, привлекал богатых горожан к сбору средств на памятник, выбирал место для его установки.
Чехов : «Около моря – это будет и живописно, и величественно, и торжественно!»
- А наше путешествие по чеховским местам родного города подошло к концу.
Мы с вами гордимся тем, что в нашем городе родился и жил замечательный писатель – А. П. Чехов.
Читает ребенок. Хочется мне верить – не напрасно
Жил когда-то честно, не спеша
Человек, в котором все прекрасно –
И лицо, и мысли, и душа.
(Н. Сапотницкая)
Звучит песня Л. Казаковой «В Таганроге под небом обычным».