Елена Казакова
«Быть здоровыми хотим». Проект по здоровьесбережению
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение комбинированного вида.
Детский сад № 25 «Рябинка»
«Быть здоровыми хотим»
(I младшая группа №2»Цыплята»)
г. Бердск 2020
Продолжительность проекта. (краткосрочный).
Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский, познавательно-игровой.
Участники проекта : педагоги детского сада, дети, родители.
Публикация «„Быть здоровыми хотим“, Проект по здоровьесбережению» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Возраст участников: I младшая группа (2-3 года)
Актуальность проекта :
Здоровьесбережение ребёнка – основная задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первого уровня – дошкольного, а охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов к воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребёнка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребёнка.
Цель проекта : начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
Для детей:
1. Укреплять и охранять здоровье детей.
2. Формировать представления о чистоте и здоровом образе жизни.
3. Сформировать навыки здорового образа жизни.
4. Формировать первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.
5. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
6. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
7. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей:
1. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребёнка через информационные папки-передвижки, памятки.
2. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
3. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга.
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Риски: непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации; слабая заинтересованность детей, связанная с индивидуальными особенностями возраста и характера.
Виды здоровьесберегающих технологий :
1. Физкультурно-оздоровительные
2. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.
3. Валеологического просвещения.
4. Технология обучения ЗОЖ.
Формирование представлений о здоровом образе жизни включает следующие разделы:
• Режим дня
• Воспитание культурно-гигиенических навыков
• Питание
• Закаливания
• Организация двигательного режима
• Воспитание положительных эмоций
• Работа с родителями
Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Расширение и обогащение опыта детей в плане поддержания чистоты – личной и в окружающей среде (внешний вид, стульчик с одеждой, игрушки в группе, прогулочная территория).
2. Привиты простейшие навыки самообслуживания.
3. Сохранение и укрепление здоровья через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей:
1. Значительное повышение компетенции родителей о здоровом образе жизни.
2. Использование полученной информации во время проведения проекта, в домашних условиях для сохранения здоровья детей.
Этапы работы:
I ЭТАП. Подготовительный – (сентябрь - октябрь 2020 г.)
Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Реализация:
• Сбор информации (определение темы, целей и задач, выявление проблемы, содержания проекта, прогнозирование результата).
• Подбор методической литературы по данной теме.
• Планирование и проведение утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, художественное творчество, самостоятельная двигательная активность.
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
• Рассматривание альбомов «Овощи» и «Фрукты»;
• Мозаика-пазлы «Овощи и фрукты»;
• Дидактическая игра со вкладышами «Овощи и фрукты».
Социально-коммуникативное развитие:
• Беседа «Полезная и вредная пища»;
• Беседа «Правила личной гигиены»;
• Беседа «О прогулке на участке»;
• Игровая ситуация «Купание куклы»;
• Игровая ситуация «Кукла Маша завтракает».
Речевое развитие:
• Пальчиковая гимнастика;
• Игра «У Ляли болят зубы»
Художественно-эстетическое развитие:
Чтение художественной литературы:
• В. Лагздынь «Аккуратные зайчики»;
• Э. Мошковская «Нос, умойся!»;
• И. Муравейка «Я сама».
Слушание музыки:
• Прослушивание песен из мультфильма «Маша и медведь» (серия «Большая стирка»).
Продуктивная деятельность:
• Рисование : раскраски «Овощи и фрукты».
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика;
• Бодрящая гимнастика;
• Игра «Мыльные перчатки»;
• Дыхательная гимнастика:
- «Ветерок»,
- «Самолёт».
Работа с родителями:
• Папка-передвижка для родителей на тему: «Адаптация ребёнка к детскому саду»
• Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»
IIЭТАП. Основной – реализация проекта (октябрь – ноябрь 2020 г.)
Цель:Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Реализация:
• Закаливающие процедуры: хождение по массажным коврикам, бодрящая гимнастика, прогулки на свежем воздухе
• Самостоятельная и совместная деятельность: проведение совместных подвижных игр, самостоятельная двигательная активность, художественно-изобразительное творчество
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
• Игра с прищепками «Морковь»;
• Игра-эксперимент «Мокрые рукава и полотенце».
Социально-коммуникативное развитие:
• Рассматривание алгоритма «Последовательность одевания»;
• Наблюдение за трудовыми действиями дворника.
Речевое развитие:
• Проведение НОД «Овощи и фрукты».
• Рассматривание иллюстрации «Мишка делает зарядку», «Мишка купается в ванной».
Художественно-эстетическое развитие:
Чтение художественной литературы:
• К. Чуковский «Мойдодыр»;
• А. Барто «Девочка чумазая»;
• З. Александрова «Что взяла – клади на место».
Продуктивная деятельность:
• Проведение НОД по лепке: «Овощи для ёжика»;
• Проведение НОД по рисованию: «Витамины в баночке».
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика
• Бодрящая гимнастика
• Дыхательная гимнастика:
• Массажные коврики
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья».
• Консультация для родителей «Роль семьи и общества в формировании здорового образа жизни у ребёнка».
• Оформление памятки для родителей «О гигиене детей»
• Консультация для родителей «Гигиена рук в жизни ребёнка»
IIIЭТАП. Заключительный – (декабрь 2020 г.)
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод, что тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей 1 младшей группы (2-3 года) и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную).
Возрос интерес родителей по вопросам воспитания здорового ребёнка и мотивации здорового образа жизни. Создана развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребёнка в детском саду.
У детей сформированы первоначальные представления о себе, воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
• Проведение совместной деятельности «Игры с водой».
Речевое развитие:
• Проведение НОД «Рассматривание вязаных вещей» (беседа о теплой одежде)
• Проведение НОД «Добрый доктор Айболит»
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность:
• Проведение совместной деятельности с детьми по рисованию «Апельсин и мандарин».
Чтение художественной литературы:
• С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика
• Бодрящая гимнастика
• Массажные коврики
• Пальчиковая гимнастика «В огороде много гряд»
• «Водичка, водичка»
• Проведение НОД по физическому развитию «По ровненькой дорожке шагают наши ножки!»
Работа с родителями:
• Буклет для родителей «Расти здоровым, малыш!»
• Изготовление памятки для родителей «Значение режима дня в жизни ребёнка»
• Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребёнка»
Продукты реализации проекта :
1. Оформление папки-передвижки для родителей по здоровьесбережению «Чистота – залог здоровья».
2. Пополнение предметно-развивающей среды группы (изготовление игр своими руками –мозаика-пазл «Овощи и фрукты).
Список литературы.
1 З. А. Михайлова «План-программа педагогического процесса в детском саду по программе «Детство», «Детство-пресс», Спб, 2000 г
2 В. А. Деркунская Семинар-практикум «Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста», учебно-методическое пособие, выпуск 4, серия «Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования»», «Педагогическое общество России», Москва, 2014 г., 112 с.
3 М. Д. Маханёва, С. В. Рещикова, «Игровые занятия с детьми 1-3 лет». Книга для педагогов и родителей. Серия «От рождения до Трёх», ТЦ «Сфера»,Москва, 2016 г., 96 с.
4 Е. О. Севостьянова «Дружная семейка». Программа адаптации детей у ДОУ. Серия «Ранний возраст», ТЦ «Сфера», Москва, 2007 г., 128 с.
5 Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ЧП Лакоценин С. С., Воронеж, 2008 г., 272 с.
6 О. Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста». Владение речью как средством общения. Конспекты занятий 2-3 года. Часть3., «Детство- Пресс», СПб, 2015 г., 128 с.
7 Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада», «Детство-Пресс», СПб, 2015 г., с. 8-13, 31-57.
8 О. Э. Литвинова «Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности», «Детство-Пресс», 2017 г., 256 с.
9 Н. Леонова «Художественное творчество. Опыт освоения образовательной области. Программа «Детство». Планирование. Конспекты. Первая младшая группа ФГОС., «Учитель», 2017 г., 169 с. 13