Марина Ивановна Андреева
Консультация «Быть здоровым здорово»
▼ Скачать +Заказ
Что же такое «Здоровый образ жизни»? Здор вый браз жи зни - образ жизни человека, направлен-ный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в це-лом. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго.
А дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании фундамента психического и физического здоровья. Именно в этот период важно воспитать у детей осознанное отношение к своему здоровью, выстроить потребность в здоровом образе жизни. На мой взгляд, важный блок здоровьесберегающей педагогической системы – это просветительско-воспитательная работа с дошкольниками, направленная на формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, их интеллектуального и социально-нравственного здоровья. Он включает следующие модули: внедрение в систему работы дошкольного учреждения авторских образовательных программ, здоровьесберегающих методик и технологий.
Публикация «Консультация „Быть здоровым здорово“» размещена в разделах
Моя работа по вышеуказанной теме строилась с учетом выявленного уровня знаний детей по следующим темам:
• Личная гигиена;
• Оптимальный двигательный режим;
• Правильное питание;
• Закаливание;
• Я – человек, который показал, что некоторые дошкольники имеют поверхностные знания, дети не могут правильно объяснить, что такое «Здоровье», назвать причины распространенных заболеваний, имеют частичные представления об органах тела и их функциях. Но у них хорошо сформированы культурно-гигиенические навыки, представления о режиме дня, полезных и вредных привычках. Так как дети должны получать не только теоретические знания о ЗОЖ, но и практические умения и навыки, то я решила проводить работу по этому направлению в процессе специально организованного обучения, совместной деятельности педагога с детьми и родителями, самостоятельной деятельности детей.
В своей работе я решила использовать:
• инновационные здоровьесберегающие технологии;
• валеологические приемы обучения;
• ИКТ.
Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными являются: непосредственно образовательная деятельность, досуги, ре-жимные моменты, спортивные мероприятия, праздники. Для формирования здорового образа жизни детей был разработан цикл занятий: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Страна волшебная – здоровье», «С утра до вечера», «Вита-мины и здоровый образ жизни» с использованием ИКТ, «Русская каша – сила наша», «Красивые и здоровые зубы».
На занятиях я формировала представление детей о человеке и его организме, зависимо-сти здоровья человека от образа жизни, знакомила с внутренними органами, основами оказания первой помощи. Старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем организме. С детьми проводились беседы на темы: «Если хочешь быть здоров», «Наши верные дру-зья», «Чистота – залог здоровья» и другие.
Подвижные игры, проводимые в течение дня, помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей и позволяют оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Часто использовала в работе нетрадиционный метод оздоровления - камешки Марблс. Работа с камешками вызывает у детей положительные эмоции, радость и улыбку.
Дети должны свободно выражать свои эмоции, уметь общаться в коллективе. В сюжетно-ролевых играх проявляется общение со сверстниками, формируется личность, ситуативно-деловая форма общения с другими детьми. Для закрепления знаний о ЗОЖ использую ИКТ: презентации «Здоровый образ жизни», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», Викторины "Ты и твое здоровье", «Утренняя зарядка – залог хорошего дня!», видеоролики, обучающие и развивающие мультфильмы.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья. В своей группе я использую такие методы закаливания как: массаж стоп и ходьба босиком по массажным коврикам, мокрым соляным дорожкам, облегченная одежда во время дневного сна. Досуги, театрализованные постановки, совместные акции, праздники здоровья «В гостях у Чистюли», «Путешествие по городу Здоровья», «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит!», День Физкультурника, способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации, повышению интереса к занятиям физкультурой и спортом. В прогулки включаю оздоровительные мероприятия – подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, в также - игры с водой, криотерапию, самомассаж, ходьба босиком по песку. Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью. Дети с удовольствием слушают и обсуждают сказки «Волшебный морж», «Простуда и здоровье», «Спаси Веронику», отгадывают загадки, знакомятся с пословицами и поговорками. Беседа с детьми после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие, дети устанавливают связь рассказа со своим опытом, делают несложные выводы.
Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:
1) современный музыкально-физкультурный зал;
2)физкультурный уголок в групповой комнате;
3) спортивная площадка;
4) уголок релаксации;
5) медицинский кабинет.
Проводя работу по формированию здорового образа жизни, стараюсь объяснить, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности. На основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста (авт. Р. Стеркина) проводились занятия:
- «Правила поведения и общения с уличными животными»;
- «Незнакомые люди и правила поведения с ними»;
- «Где должны играть дети».
Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка, практически невозможно. Поэтому одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении во-просов укрепления здоровья.
Для этого использовала различные формы:
• Групповые родительские собрания: «Здоровье детей в наших руках», «Укрепим здоровье в усло-виях детского сада и дома»;
• Анкетирование «Закаливание вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ»;
• Совместные акции, спортивные развлечения, дни здоровья.
• Индивидуальные консультации;
• Папки - передвижки, буклеты;
• выставки детских работ;
Наряду с просветительской работой вовлекаю родителей и в образовательный процесс. В рамках проекта «Быть здоровым здорово!» родители приняли непосредственное участие в проведении мероприятия «Будь здоров!», цель которого – знакомство детей с работой скорой помощи, профессией фельдшера, формирование представлений о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и гигиены. Были организованы спортивные развлечения: «Мама, папа и я – спортивная семья», досуг «В гости к Илье Муромцу», «Всей семьей на старт».
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает определенный опыт действий, суждений, оценок. Поэтому я объясняю родителям, что дома важно подкреплять предъявляемые к детям требования личным примером, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребенку. В процессе работы я накопила определённый опыт, которым делюсь с педагогами по вопросу формирования культуры ЗОЖ у дошкольников.
Итак, практика показала, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей, дают свои результаты: дети стали осознанно заботиться о своем здоровье, знают, как правильно питаться, с удовольствием выполняют закаливающие процедуры, имеют представление об органах чувств человека, некоторых заболеваниях и причинах их возникновения, понимают необходимость соблюдения правил личной гигиены, пользу физкультурных занятий. Практические занятия позволили сформировать у дошкольников необходимые здоровьесберегающие умения и навыки.
Заключение.
Работая по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко проду-манной системы, включающей оздоровительные мероприятия, психологический климат, индивиду-ализацию всех режимных моментов. Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. Данный опыт помог по-новому взглянуть на проблему формирования здорового образа жизни. В дальнейшем эта работа будет продолжена.