МААМ-картинки

Конспект занятия «Быт и обычаи казаков»

Лариса Беглуева
Конспект занятия «Быт и обычаи казаков»

Конспект занятия «Быт и обычаи казаков»

Цель. Знакомить с жизнью, традициями и обычаями казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Материал. Слайд презентация «Быт и обычаи казаков".

Уздечка и колокольчик. Предметы кухонной утвари казаков.

Предварительная работа: разучивание с детьми подвижной народной игры «Кузнецы».

Публикация «Конспект занятия „Быт и обычаи казаков“» размещена в разделах

Ход занятия:

Под аудиозапись народной песни «Любо братцы любо…» дети входят в групповую комнату. Садятся на стулья.

Воспитатель.

Вечер лег на хуторок, Сумрак темно-синий,

Думу думает казак о судьбе России.

Чернобровый, черноокий, вьется чуб до уха,

Да папаха набекрень верная подруга.

Над станицей тишина, да в хуторе раздолье,

Но не спится казаку мысли слишком вольны.

Вот бы все его сыны выросли достойно,

Было б счастье казаку и Родине спокойно.

— Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этом стихотворении?

Дети: о казаках.

Воспитатель: правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. «Казак» – означает «вольный человек».

Сегодня мы с вами поговорим о вольнолюбивых и свободных, независимых, гордых казаках, живущих в наших краях на протяжении многих столетий. Это смелые, бесстрашные, честные люди, которые соблюдают традиции и обычаи своего народа, передавая их из поколения в поколение. Ребята, скажите, а в вашей семье есть казаки?

(Дети дают ответы.)

Давайте посмотрим, как одевались казаки в старину, какие у них были костюмы. (1слайд- одежда казаков)

Дети рассматривают одежду казаков.

Воспитатель: Ребята я приготовила для вас необычное задание. Давайте мы с вами попробуем украсить силуэты казака и казачки одеждой необычным способом : на женский силуэт (казачку, мы наклеим детали одежды из ткани и дополним раскрашиванием восковыми карандашами, а казака мы раскрасим карандашами и добавим лампасы из ткани.

Под музыкально -народное сопровождение дети проходят к столам и работают на своих местах.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отлично потрудились!

(2слайд-хата)

Воспитатель: А теперь мы с вами посмотрим, где жили казаки.

Хата — это жилье казака, которое строили из глины, камыша и соломы.

А чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель: правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.

Хаты огораживались специальным забором, который называется — плетень. Дети, из какого материала делали плетень?

Дети: Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите посмотреть, как жили казаки?

(3 слайд-казачий курень)

Казачий курень – это печь, шкаф для посуды, комод для белья, кованные и деревянные сундуки, железная кровать, круглый стол, деревянная лавка. На стенах — семейные фотографии, вышитые рушники (дети рассматривают).

(4 слайд-домашняя утварь)

Воспитатель: Казачки занимались ткачеством, прядением, готовили пищу. Казаки занимались сельским хозяйством (выращиванием пшеницы, ржи, овса, проса, гречихи). Неотъемлемыми предмета домашней утвари были ухват, кочерга, рубель. Ухват служил для снятия с печи горячих чугунов. Кочергой помешивали горящие поленья в печи. Рубель – это утюг, но только деревянный.

Как вы думаете, какой посудой пользовались казаки, что она собой представляла?

Давайте вместе разберемся. (Дети проходят к столу с посудой)

У нас с вами на столе стоят предметы, которыми часто пользовалась казачка. Как вы думаете, как они называются и с какой целью их могли использовать? (Ответы детей).

Воспитатель: верно, это миски, кувшины, горшки, самовар.

Перечислите посуду, которую мы используем сегодня в своём обиходе. (Ответы детей).

Воспитатель: Стол накрывали вышитой, льняной скатертью. На стол ставили крынку из глины с молоком; деревянную сахарницу; металлические кружки, самовар. (Дети закрепляют приобретаемые знания).

Воспитатель: Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви.

В казачьих семьях соблюдали традиции и обычаи своего народа, передавая их из поколения в поколение.

Традиция— это то, что передается от отца к сыну или от бабушки к внучке, например: как одеваться, как проводить праздники.

Обычай — это правило поведения людей, которые также передается от старших людей к младшим. Как вы думаете, какие первые правила усваивал каждый ребенок в семье? (Ответы детей)

Воспитатель: надо с уважением относиться ко всем членам семьи, слушаться старших. Быть честным и скромным. Заботиться своих родителях. Защищать от врагов свою Родину. В казачьих семьях послушание и почитание родителей было обязательным. Как казаки обращались к отцу и матери? (Ответы детей.)

Воспитатель. К отцу и матери дети, даже став взрослыми, обращались только на «вы». Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил поведения. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казак был в форме, при встрече старшего, он должен был приложить руку к фуражке – отдать честь. Как вы считаете, чего не разрешалось делать в присутствии старших? (Ответы детей.)

Воспитатель. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступать дорогу.

Проводится игра «Любо – не любо».

Воспитатель описывает ситуацию. Если его высказывание соответствует заповедям казачества, дети кричат «Любо!», если нет – «Не любо!»

Воспитатель: Молодцы. Ребята! Все правила поведения запомнили, осталось только научиться соблюдать их в жизни. Или вы думаете, что это слишком строгие правила, которым в наше время не обязательно следовать? (Высказывания детей.)

Воспитатель: да, дети в казачьих семьях воспитывались в строгости, но это не значит, что старшие их не любили. Все члены семьи заботились о младших, баловали гостинцами, следили, чтобы чужие их не обижали. И это несмотря на то, что матери были заняты по хозяйству, а отцы большую часть времени проводили на службе, в боях и походах. Как вы думаете, кому из членов семьи дети должны были беспрекословно подчиняться? (Предположения детей.)

В казачьей семье все важные решения принимал отец – глава семьи. Он обеспечивал достаток, следил за порядком в доме. Но всё же главным в жизни каждого казака была воинская служба.

Физкультминутка «Казаки»

Кто шагает дружно в ряд, посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд, казаки, казаки (ходьба)

Кто за казаком идет в поводу, в поводу,

То казак коня ведет под узду, под узду (на носочках)

Скачет резво конь лихой с седоком, с седоком,

Охраняя наш покой с казаком, с казаком (скачут)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов охранять, охранять (рука приставлена ко лбу, повороты влево, вправо).

Воспитатель. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Поход — это организованное передвижение людей. Походы бывают туристические и военные. Однако, несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. Дети, как вы считаете, на чем казаки отправлялись в поход? (Ответы детей.)

Воспитатель. Казаки ездили верхом на лошадях, а еду, одежду и боеприпасы возили на телегах. У казаков было особое отношение к лошадям. Они не расставались с ними ни в бою, ни в труде. По праздникам в казачьих поселениях проводили скачки, в которых участвовали племенные кони. Мальчиков в казачьих семьях учили ездить верхом с трех лет, а с пяти лет они помогали пасти скот и погонять волов на пахоте. Посмотрим, сможете ли вы поймать коня.

Проводится подвижная игра «Кузнецы».

Дети, стоя в кругу, говорят считалку:

«Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Кто того коня поймает,

С нами в салочки играет».

По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они

подходят к «кузнецу» и говорят:

«Эй, кузнец-молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять».

«Кузнец» отвечает:

«Отчего не подковать?

Вот – гвоздь, вот – подкова.

Раз-два – и готово!»

«Жеребцы на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.

(Слайд №5- нагайка)

Воспитатель. Коня вы взнуздали, чем будете погонять? (Предположения детей.)

Это нагайка. Нагайка не просто плеть, которой погоняют коня. Она является знаком достоинства и власти каждого строевого женатого казака – от рядового до генерала. Кнут плели из кожаных ремешков. Рукоятку тоже делали из кожи. В схватке с врагом нагайка превращалась в оружие.

(Слайд №6-шашка)

Главным оружием казака были Шашки, пики и кинжалы. Их передавали по наследству от отца к сыну, дарили и добывали в бою.

Слово «шашка» в переводе с одного из языков кавказских горцев означает «длинный нож». Шашка – холодное оружие, которое старики торжественно вручали молодому казаку в 17 лет. Знаете ли вы, зачем нужен ремешок на рукоятке шашки? (Предположения детей.) Эта кожаная петля помогает казаку не выронить шашку во время боя. Ведь потеря оружия – позор для воина. В мирное время шашка хранилась на видном месте дома. Шашка, как драгоценная реликвия, передавалась от деда внуку. Рубить шашкой казаки учились с детства, ведь первую игрушечную деревянную «шаблюку» мальчик получал, ещё лёжа в колыбели.

Эстафета «Казаки на скачках».

Дети делятся на 2 команды, по сигналу

участники «садятся на коня»

(верхом на палки) и скачут до флажка

и обратно, передают «коня» своему

товарищу.

Побеждает та команда,

которая первой закончит «скачки».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие казачата!

Итог занятия :

Воспитатель: сегодня мы с вами узнали о жизни, обычаях и традициях наших предков — казаках. Ребята, а что больше вам понравилось сегодня. (Ответы детей.)

Прикреплённые файлы:

byt-kazakov_evdt8.pptx | 8157,66 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группеКонспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группе Цель: формировать представление о быте донского казачества. Задачи: - учить создавать объёмные фигуры; - развивать мелкую моторику пальцев.

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Конспект беседы и мастер-класс коллажа «Традиции и обычаи праздника «Покров»Конспект беседы и мастер-класс коллажа «Традиции и обычаи праздника «Покров» Материал может быть интересен воспитателям и педагогам дополнительного образования для работы с детьми старшего дошкольного и подготовительного.

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст) Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков.

Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство»Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство» Цели:формировать представление о том, как жили наши предки;закрепление рыб,которые водятся в реке Дон. Задачи:развивать познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Быт и обычаи казаков»
Опубликовано: 4 сентября 2024 в 20:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Быт и обычаи казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Беглуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД