Лариса Беглуева
Конспект занятия «Быт и обычаи казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Быт и обычаи казаков»
Цель. Знакомить с жизнью, традициями и обычаями казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Материал. Слайд презентация «Быт и обычаи казаков".
Уздечка и колокольчик. Предметы кухонной утвари казаков.
Предварительная работа: разучивание с детьми подвижной народной игры «Кузнецы».
Публикация «Конспект занятия „Быт и обычаи казаков“» размещена в разделах
Ход занятия:
Под аудиозапись народной песни «Любо братцы любо…» дети входят в групповую комнату. Садятся на стулья.
Воспитатель.
Вечер лег на хуторок, Сумрак темно-синий,
Думу думает казак о судьбе России.
Чернобровый, черноокий, вьется чуб до уха,
Да папаха набекрень верная подруга.
Над станицей тишина, да в хуторе раздолье,
Но не спится казаку мысли слишком вольны.
Вот бы все его сыны выросли достойно,
Было б счастье казаку и Родине спокойно.
— Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этом стихотворении?
Дети: о казаках.
Воспитатель: правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. «Казак» – означает «вольный человек».
Сегодня мы с вами поговорим о вольнолюбивых и свободных, независимых, гордых казаках, живущих в наших краях на протяжении многих столетий. Это смелые, бесстрашные, честные люди, которые соблюдают традиции и обычаи своего народа, передавая их из поколения в поколение. Ребята, скажите, а в вашей семье есть казаки?
(Дети дают ответы.)
Давайте посмотрим, как одевались казаки в старину, какие у них были костюмы. (1слайд- одежда казаков)
Дети рассматривают одежду казаков.
Воспитатель: Ребята я приготовила для вас необычное задание. Давайте мы с вами попробуем украсить силуэты казака и казачки одеждой необычным способом : на женский силуэт (казачку, мы наклеим детали одежды из ткани и дополним раскрашиванием восковыми карандашами, а казака мы раскрасим карандашами и добавим лампасы из ткани.
Под музыкально -народное сопровождение дети проходят к столам и работают на своих местах.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отлично потрудились!
(2слайд-хата)
Воспитатель: А теперь мы с вами посмотрим, где жили казаки.
Хата — это жилье казака, которое строили из глины, камыша и соломы.
А чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.
Хаты огораживались специальным забором, который называется — плетень. Дети, из какого материала делали плетень?
Дети: Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите посмотреть, как жили казаки?
(3 слайд-казачий курень)
Казачий курень – это печь, шкаф для посуды, комод для белья, кованные и деревянные сундуки, железная кровать, круглый стол, деревянная лавка. На стенах — семейные фотографии, вышитые рушники (дети рассматривают).
(4 слайд-домашняя утварь)
Воспитатель: Казачки занимались ткачеством, прядением, готовили пищу. Казаки занимались сельским хозяйством (выращиванием пшеницы, ржи, овса, проса, гречихи). Неотъемлемыми предмета домашней утвари были ухват, кочерга, рубель. Ухват служил для снятия с печи горячих чугунов. Кочергой помешивали горящие поленья в печи. Рубель – это утюг, но только деревянный.
Как вы думаете, какой посудой пользовались казаки, что она собой представляла?
Давайте вместе разберемся. (Дети проходят к столу с посудой)
У нас с вами на столе стоят предметы, которыми часто пользовалась казачка. Как вы думаете, как они называются и с какой целью их могли использовать? (Ответы детей).
Воспитатель: верно, это миски, кувшины, горшки, самовар.
Перечислите посуду, которую мы используем сегодня в своём обиходе. (Ответы детей).
Воспитатель: Стол накрывали вышитой, льняной скатертью. На стол ставили крынку из глины с молоком; деревянную сахарницу; металлические кружки, самовар. (Дети закрепляют приобретаемые знания).
Воспитатель: Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви.
В казачьих семьях соблюдали традиции и обычаи своего народа, передавая их из поколения в поколение.
Традиция— это то, что передается от отца к сыну или от бабушки к внучке, например: как одеваться, как проводить праздники.
Обычай — это правило поведения людей, которые также передается от старших людей к младшим. Как вы думаете, какие первые правила усваивал каждый ребенок в семье? (Ответы детей)
Воспитатель: надо с уважением относиться ко всем членам семьи, слушаться старших. Быть честным и скромным. Заботиться своих родителях. Защищать от врагов свою Родину. В казачьих семьях послушание и почитание родителей было обязательным. Как казаки обращались к отцу и матери? (Ответы детей.)
Воспитатель. К отцу и матери дети, даже став взрослыми, обращались только на «вы». Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил поведения. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казак был в форме, при встрече старшего, он должен был приложить руку к фуражке – отдать честь. Как вы считаете, чего не разрешалось делать в присутствии старших? (Ответы детей.)
Воспитатель. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступать дорогу.
Проводится игра «Любо – не любо».
Воспитатель описывает ситуацию. Если его высказывание соответствует заповедям казачества, дети кричат «Любо!», если нет – «Не любо!»
Воспитатель: Молодцы. Ребята! Все правила поведения запомнили, осталось только научиться соблюдать их в жизни. Или вы думаете, что это слишком строгие правила, которым в наше время не обязательно следовать? (Высказывания детей.)
Воспитатель: да, дети в казачьих семьях воспитывались в строгости, но это не значит, что старшие их не любили. Все члены семьи заботились о младших, баловали гостинцами, следили, чтобы чужие их не обижали. И это несмотря на то, что матери были заняты по хозяйству, а отцы большую часть времени проводили на службе, в боях и походах. Как вы думаете, кому из членов семьи дети должны были беспрекословно подчиняться? (Предположения детей.)
В казачьей семье все важные решения принимал отец – глава семьи. Он обеспечивал достаток, следил за порядком в доме. Но всё же главным в жизни каждого казака была воинская служба.
Физкультминутка «Казаки»
Кто шагает дружно в ряд, посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд, казаки, казаки (ходьба)
Кто за казаком идет в поводу, в поводу,
То казак коня ведет под узду, под узду (на носочках)
Скачет резво конь лихой с седоком, с седоком,
Охраняя наш покой с казаком, с казаком (скачут)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов охранять, охранять (рука приставлена ко лбу, повороты влево, вправо).
Воспитатель. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Поход — это организованное передвижение людей. Походы бывают туристические и военные. Однако, несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. Дети, как вы считаете, на чем казаки отправлялись в поход? (Ответы детей.)
Воспитатель. Казаки ездили верхом на лошадях, а еду, одежду и боеприпасы возили на телегах. У казаков было особое отношение к лошадям. Они не расставались с ними ни в бою, ни в труде. По праздникам в казачьих поселениях проводили скачки, в которых участвовали племенные кони. Мальчиков в казачьих семьях учили ездить верхом с трех лет, а с пяти лет они помогали пасти скот и погонять волов на пахоте. Посмотрим, сможете ли вы поймать коня.
Проводится подвижная игра «Кузнецы».
Дети, стоя в кругу, говорят считалку:
«Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает,
С нами в салочки играет».
По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они
подходят к «кузнецу» и говорят:
«Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять».
«Кузнец» отвечает:
«Отчего не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова.
Раз-два – и готово!»
«Жеребцы на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.
(Слайд №5- нагайка)
Воспитатель. Коня вы взнуздали, чем будете погонять? (Предположения детей.)
Это нагайка. Нагайка не просто плеть, которой погоняют коня. Она является знаком достоинства и власти каждого строевого женатого казака – от рядового до генерала. Кнут плели из кожаных ремешков. Рукоятку тоже делали из кожи. В схватке с врагом нагайка превращалась в оружие.
(Слайд №6-шашка)
Главным оружием казака были Шашки, пики и кинжалы. Их передавали по наследству от отца к сыну, дарили и добывали в бою.
Слово «шашка» в переводе с одного из языков кавказских горцев означает «длинный нож». Шашка – холодное оружие, которое старики торжественно вручали молодому казаку в 17 лет. Знаете ли вы, зачем нужен ремешок на рукоятке шашки? (Предположения детей.) Эта кожаная петля помогает казаку не выронить шашку во время боя. Ведь потеря оружия – позор для воина. В мирное время шашка хранилась на видном месте дома. Шашка, как драгоценная реликвия, передавалась от деда внуку. Рубить шашкой казаки учились с детства, ведь первую игрушечную деревянную «шаблюку» мальчик получал, ещё лёжа в колыбели.
Эстафета «Казаки на скачках».
Дети делятся на 2 команды, по сигналу
участники «садятся на коня»
(верхом на палки) и скачут до флажка
и обратно, передают «коня» своему
товарищу.
Побеждает та команда,
которая первой закончит «скачки».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие казачата!
Итог занятия :
Воспитатель: сегодня мы с вами узнали о жизни, обычаях и традициях наших предков — казаках. Ребята, а что больше вам понравилось сегодня. (Ответы детей.)