Галина Алексеева
Конспект НОД «Будем Родине служить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Будем Родине служить!
Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью,
отстаивая своих братьев и свое отечество.
Достоевский Ф. М.
Актуальность проекта:
Коренные преобразования в стране конца XX - начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин России получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, судьбу других людей и судьбу Отечества. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В современной России встала необходимость комплексного подхода подрастающего поколения в области патриотического самосознания, нравственно–гражданских чувств.
Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии нравственной основы личности. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально, формируется ценностное отношение к окружающему, закладывается фундамент нравственно – патриотической позиции личности, которые проявляются в любви к своей Родине. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Цель проекта:
- развивать гражданско-патриотическое сознание детей, воспитывать будущего патриота и верного защитника своей Родины.
Задачи проекта:
- развивать у детей чувство гордости и собственного достоинства, учить быть похожими на своих отцов и дедов, хранить и беречь память;
- дать знания детям о Российской армии, вызвать желание получать новые исторические знания, узнавать много нового и интересного;
- уточнить их представления о родах войск;
- развивать поисковую деятельность детей, расширять и систематизировать знания;
- развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
- формировать представления об особенностях воинской службы;
- воспитывать эмоционально –положительное отношение к российскому воину, его силе и смелости, вызвать желание быть похожими на российских воинов;
- обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны;
- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
- способствовать укреплению семейных связей разных поколений в процессе совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
- наличие у детей знаний об истории своей Родины в разные годы
- появление чувства ответственности за свою семью, Родину, за страну, в которой живешь;
- развитие у детей желания быть полезным своей Родине и суметь ее защитить в трудный час;
-повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Интеграция образовательных областей:
• речевое развитие,
• социально-коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• физическое развитие,
• художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта:
а) по содержанию: информационно практико-ориентированный;
б) по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский,
в) по составу участников: группа детей подготовительной группы, педагоги, музыкальный руководитель, физорг, родители.
г) по срокам реализации: краткосрочный.
Работа по созданию проекта была разделена на три этапа: мотивационно – целевой, содержательно – организационный, результативный. На первом этапе необходимо было создать мотивационную направленность на участие детей в подготовке к празднику «23 февраля - День защитника Отечества». Мы с детьми решили узнать, как в разные времена наша страна защищала свои границы от нашествия врагов, откуда пошел этот праздник и как его празднуют в наше время жители нашей родины.
Таким образом, мы определили задачи первого этапа:
- донести до участников проекта важность данной проблемы:
- организовать предметно-пространственную образовательную среду в соответствии с темой проекта (подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме);
- сбор архивных документов из жизни родных в семье в годы военных действий (или служба папы, дедушки в рядах вооруженных сил);
- подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
Для реализации проекта «Будем Родине служить!» были намечены совместные мероприятия с родителями:
- сбор архивных документов о родственниках, знакомых, воевавших с фашистами в годы Великой Отечественной войны (фотографии, наградные листы, медали);
- оформление альбомов и стенгазет;
- оформление выставки «Будем Родине служить»;
- маршрут выходного дня (Фото №2 Кузьмин Мирон во Дворце культуры на празднике);
Реализации содержательно – организационного этапа нашего проекта позволила задействовать различные виды совместной детской деятельности. На этом этапе мы реализовали поставленные задачи: рассказывали детям о российских защитниках, формировали представления о военных профессиях, родах войск, знакомили с архивными документами своих родственников, проводили интересную исследовательскую работу. Рассказали детям про блокаду Ленинграда, о том, как защищали нашу малую Родину на реке Воронка в годы Великой Отечественной войны и т. д.
В рамках реализации проекта была проведена следующая работа:
- проведены циклы ситуаций и совместных мероприятий, направленных на изучение истории нашей Родины в разные исторические времена;
- чтение документальной и художественной литературы о героях войны (А.
Митяев «Почему армия родная», «Наши солдаты», Е Благинина «Шинель», Гайдар «Поход»; чтение былин про русских богатырей;
- заучивание стихотворения С. Я. Маршак «Наша армия», пословиц и поговорок о смелости, мужественности и т. д.
- просмотр мультфильмов «Алеша Попович и Тугарин змей» др. ;
беседы и разговоры с детьми «Что такое подвиг?», «Кто такой герой?», «Бравые солдаты»; «Что такое обелиск»;
- рассматривание фотографий, наградных документов родственников, медалей, фуражек, пилоток, бескозырок и т. д. (фото №3 Матвеева Лиза: награды моего прадедушки, (Фото № 4Маслов Тимофей: мой прадедушка – защитник);
- прослушивание и разучивание песен слова Т. Рядчиковой, муз. А. Комарова «Раз, два, левой», В. Агапкин «Прощание славянки» и др. военные марши;
- просмотр презентации «Родина - мать – умей за нее постоять»;
- изучение материалов о блокадном Ленинграде;
- рассказ о битве на реке Воронка
- изготовление стенгазеты «Мы - парашютисты»;
- рисование «Военная техника» «Портрет защитника» (папы, подарки защитникам - лепка «Танки»;
- изготовление самолетов, кораблей методом оригами;
- изготовление подарков (рисунков, творческих работ) для пап и дедушек.» (Фото №6 «Цветы для защитников»);
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Солдаты», «На военном корабле». Дидактические игры: «Летает, шагает, плавает», «Военные профессии», «Оружие».
Подвижные игры: «Суша- море», «Кто быстрее», «Попади в цель», «Красное знамя», «Секретное донесение».
На третьем, заключительном этапе была проведена совместная работа:
- оформление выставки «Будем Родине служить»;
- спортивно-музыкальный праздник «23 февраля - День защитника Отечества» (фото №1);
- оформление макета «Парад кораблей на Неве»;
- оформление альбомов «Блокада Ленинграда» и «Места Воинской славы»;
- дети – герои войны»;
- изготовление панорамной работы «Бой на реке Воронка» «Фото №5 Панорама «Бой на реке Воронка»;
Работа проходила очень быстро, оперативно. Родители и дети с огромной мерой ответственности по крупицам собирали архивные документы военных лет. Дети оформляли материалы о своих родных прадедушках и прабабушках, которые ценой собственной жизни добывали Победу для нашей страны. Ребята из нашей группы получили урок мужественности, смелости и отважности. Всем мальчишкам хочется быть похожим на защитников Родины, которые сейчас несут вахту службы и беззаветной преданности нашей Родины – России! Дети с большим интересом рассматривали предметы военных лет (форму, архивные документы и др.).
С большим воодушевлением дети провели спортивные соревнования между командами «Летчики» и «Моряки» на военную тему. Ребята выучили много пословиц, поговорок, стихов и песен. Нам хочется отметить слаженную работу родителей, которые активно включились в совместное дело. Они предоставляли нам архивные документы о своих отцах и дедах, которые вместе со всей страной, со всем советским народом добывали Великую Победу во имя будущих поколений, во имя жизни на земле.
Таким образом, хочется подвести итог проделанной работы.
В результате проведения работы по проекту «Будем Родине служить» дети нашей группы:
- познакомились с историей военных лет, с героическим подвигом нашего народа во время Великой Отечественной войны, а так же какую боевую службу несут защитники отечества в мирное время, у них активизировалась гражданско-патриотическая позиция и появились патриотические чувства к своей Родине;
- у детей появилось чувство ответственности за свою семью, за свою страну, за свое Отечество;
- у детей повысились показатели речевого, социально- коммуникативного, физического развития;
- значительно повысились доброжелательные отношения детей, а также сформировались отношения взаимопомощи и сотрудничества;
- в ходе реализации проекта укрепились детско-родительские взаимоотношения.
Итак, гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования нравственных, этических ценностей своего народа, своей Родины, и поэтому верный способ патриотического сознания, воспитания чувства любви к своему Отечеству.
Для нас, например, патриотизм - это высокая ответственность гражданина за выполнение обязанностей и своего долга перед Родиной.
Сегодня многие, на всех уровнях и в эшелонах государственной власти, ищут национальную идею. Как же все гениально просто – национальной идеей, призванной объединить все слои российского общества, должна быть любовь к Родине, к своему Отечеству, т. е. патриотизм, чтобы в России никогда не повторилось, то, что пережили наши отцы и деды, чтобы всегда светило Солнце над нашей страной и никогда не плакали дети. Другой идеи, способной примирить и объединить, кроме идеи, целостности и процветания Отечества, нет, и никогда не будет!
Список литературы
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. //Управление ДОУ, №1, 2005.
2. Березина Т. А. Проблема воспитания основ гражданственности у детей дошкольного возраста. //Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве. СПб., 2007.
3. Кларина Л. М. Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития. //Детство: педагогический альманах. №1, СПб. Ацидент, 1998.
4. Козлова С. А. «Я – человек». //Дошкольное воспитание №2, 1996.
5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003года. //Управление ДОУ, №1, 2005.
6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (методические рекомендации).// Управление ДОУ,№1, 2005.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2006.
8. ФГОС. Приказ Министерства Образования и науки от 17 октября 2013 г.
9.www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html
10.http://www.ioso.ru
Фотоотчет о реализации проекта
Фото №1. Праздник «23 февраля – День защитника Отечества»
Фото №2 К. Мирон во Дворце культуры на празднике (маршрут выходного дня)
Фото №3. М. Лиза: награды моего прадедушки
Фото №4. М. Тимофей: мой прадедушка - защитник
Фото № 5. Панорама «Бой на реке Воронка»
Фото №6. Цветы для защитников