Трушечкина Татьяна Николаевна
Конспект занятия «Богатства природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе, к лесным богатствам, помочь увидеть их красоту, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Задачи:
1. Познакомить с многообразием природных богатств России, воспитывать стремление беречь и приумножать красоту природы
2. Повышать заинтересованность детей к природе, развивая их способность любоваться и очаровываться ее красотой.
3. формировать и корректировать имеющиеся навыки внимательно слушать, не перебивая других, формировать связную речь
Публикация «Конспект занятия „Богатства природы“» размещена в разделах
4. Обогатить и расширить словарный запас (багряный, расписной, лазурь, лиловый, пестрый и т. д.)
5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание.
Ход занятия:
Широка страна моя родная
Много в ней лесов полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек…
Ребята, всем вам известны эти слова, вы, конечно же, знаете, в какой огромной стране мы живем. Скажите, как она называется?
Россия.
Правильно, наша необъятная страна называется Россия. И ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как наша. На Севере очень холодно, там льды, айсберги и вечные снега, на юге жаркие пустыни, в средней полосе природа богата и разнообразна. Одно из богатств нашей природы- это леса. Посмотрите, какие они бывают.
Хвойные. Какие деревья там растут? (Сосны, ели)
Лиственные. (Липа, клен, береза, дуб)
Смешанные. (И то, и другое)
Давайте послушаем стихотворение
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как мышки елочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца
И очень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Вот вы сейчас прослушали такое волшебное стихотворение, а может быть значения некоторых слов вам неизвестны? «Лиловый, золотой, багряный»
Подумайте, что означают эти слова? (Ответы детей)
В самом начале занятия вы сказали, что у лиственных деревьев листья, у хвойных хвоя, давайте сейчас поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Я называю дерево, а вы говорите правильное название его листка (лист клена- кленовый и т. д.)
Лист дуба- дубовый, хвоя сосны – сосновая, лист ивы- ивовый, шишка кедра -кедровая, лист тополя- тополиный, лист осины- осиновый, лист липы- липовый, шишка ели- еловая, лист березы- березовый.
Правильно, ребята, березовый. Береза - любимое дерево России, это ее символ. Березку можно встретить и в лесу, и в парке, и в школьном дворе. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. (Слайды)
Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
Очень много стихотворений посвятил русский народ этому деревцу. - Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:
«Словно девица русская, приумолкнув стоит.» (Слайд)
А сейчас мы послушаем отрывок из еще одного стихотворения
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне…
Ребята, только что мы слушали зимнюю березовую сказку.
А весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
Как он называется? березовый.
Давайте еще немного поговорим о богатствах леса, его жителях, его звуках и красках.
Весной роняет слезы
Белая (БЕРЕЗА)
Если дует ветерок
Задрожит ее листок
Ветерок совсем не сильный
Но дрожит листок (ОСИНЫ).
В каждый дом под Новый год
Это дерево придет.
Зеленое и колкое
Оно зовется (ЕЛКОЮ)
На дубовых ветках
Вырастают детки
Маленькие озорные
На них шапочки резные (ЖЕЛУДИ)
Так много деревьев в лесу! Каждое дерево звучит по-своему то шелестит, то скрипит. Все это звуки леса.
Ты слышишь голос тишины…
Давайте и мы с вами, тоже послушаем лесную тишину…Какая она? Необычная, чудесная, волшебная.
Лес шелестит, поет, звенит, жужжит. Чудесный концерт в лесу дают птицы. Голоса животных – это их разговор. И так важно не помешать этому разговору, ведь если мы будем шуметь в лесу, слушать громкую музыку, мы можем не услышать пения птиц, порхания бабочек, а животные не смогут сообщить друг другу что-то важное, напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Вот поэтому так важно ходить по лесу осторожно и аккуратно, ведь так чудесно насладиться красотой родной природы, зеленой лужайкой на лесной опушке, звонким пением птиц, радужным порханием бабочек и стрекоз. Это же несложно- без беготни, не крича и аукая, а тихо-тихо, спокойно пройтись по лесной тропе. Не забывайте, пожалуйста, об этом.