наталия яшумова
Проект для детей старшего возраста «Безопасность на водных объектах»
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
«Безопасность на водных объектах"»
Разработала воспитатель МДОУ "Д/С №243"
Яшумова Н. Н.
Актуальность:
Публикация «Проект для детей старшего возраста „Безопасность на водных объектах“» размещена в разделах
- Безопасность на воде. Правила поведения на водоемах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Жизнь, здоровье и безопасность детей полностью зависит от окружающих их взрослых, и мы прекрасно понимаем, что они, самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения. Познавая окружающий мир, дети часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и несформированные навыки безопасного поведения на водных объектах.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения на воде - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания. Эта проблема весьма актуальна, ведь от нее может зависеть здоровье и жизнь самого дорогого - наших детей.
Педагогам и родителям необходимо объединить свои усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Если ребёнка в игровой форме познакомить с правилами поведения на воде, на льду и на пляже, обучить его навыкам плавания и оказания первой помощи, пострадавшим на воде, он это запомнит и сможет применить в реальной жизни.
Тип проекта : Педагогический.
Вид: Информационно – познавательный.
Образовательная деятельность: Социально-коммуникативное развитие.
Участники проекта : Педагоги, дети, родители.
Возраст участников : Дети 5-6 лет.
Сроки реализации: Краткосрочный (с 15.02-по 19.0)
Основание для разработки проекта недостаточно сформированы знания о правилах поведения на водных объектах.
Цель:
- Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на водных объектах и о действиях в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- Сформировать представление о правилах поведения на водных объектах;
- Сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность»;
- Сформировать представления у детей о культуре поведения во время отдыха у водоёма.
Ожидаемый результат
-Взаимодействие ДОУ и родителей в деле обеспечения безопасности детей на водных объектах;
-Воспитание у детей ответственности и осторожности при посещении водоёмов;
-Появление у детей навыков поведения в экстремальных ситуациях, оказания посильной помощи при несчастном случае на воде.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
План реализации проекта :
Первый этап: Организационно - подготовительный этап (разработка проекта, подготовка материалов к проекту) :
- довести до участников важность данной темы;
- наметить план действия;
- обсудить план проекта с педагогическим коллективом;
- информировать родителей (законных представителей) с планом проекта «Безопасность детей на водных объектах»;
-подборка наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта);
- подбор методической литературы;
-подбор мультфильмов по безопасности; подборка дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр;
-подборка ребусов; подборка дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Второй этап. Основной этап (реализация плана проекта с детьми и родителями).
-Тематические беседы с детьми: «Вода вокруг нас», «Безопасное поведение на водных объектах»
-Просмотр обучающих мультфильмов: «Азбука безопасности» (Смешарики, «Уроки Осторожности – Водоёмы» (уроки тетушки Совы);
- Опытно-экспериментальная деятельность «Вода бесцветная», «Вода может изменить свой цвет», «Вода может принимать любой вкус», «Вода не имеет запаха», «Вода может замерзать», «Снег тает и превращается в воду», «Какой формы вода?», «Фильтрование воды».
- Коллективная работа «Безопасность на воде»;
- Придумывание сказки «Как я спас человека»;
- Разгадывание ребусов;
-Чтение художественной литературы: «Живая вода» Н. А. Живоркин, «Золотая рыбка» Т. А. Шорыгина, «Был у нас подобный случай» Н. О. Грибов, «Что случилось с рекой» Б. Заходер, «Дед Мазай и зайцы» Н. Некрасов; сказка «Добрая Ивушка»;
- Загадки о водном транспорте, о спасательных принадлежностях
- Чтение стихов о правилах безопасности на воде;
- Пословицы о воде;
- Подвижные игры: «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк», «Болото: с кочки на кочку»;
- Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Тонущие и плавающие предметы», «Кому нужна вода», «Опасно - неопасно», «Внимание! Опасно!», «Правильно- неправильно»;
- Сюжетно-ролевые игры: «Мы – спасатели», «Путешествие на корабле»;
- Работа с родителями, информационный лист для родителей о начале проекта;
- Памятка «Правила поведения на воде», «Поведение на воде в летний период», «Правила оказания помощи при утоплении»;
- Консультация «Безопасность детей на воде в весенний период»
Третий этап. Итоговый этап (продукты реализации проекта) :
- оформление выставки детских рисунков «Безопасность на воде»;
- Коллективная работа (плакат «Безопасность на водных объектах»)
Заключение
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями.
2. В результате реализации проекта дети и родители будут знать правила безопасного поведения на водных объектах.
3. Будет выработана система взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в деле обеспечения безопасности детей на водных объектах.
4. Снизится риск несчастных случаев с детьми у водоёмов.
5. Повысится компетентность родителей в вопросе формирования у детей навыков основ безопасности жизнедеятельности.
Приложение № 1
Исследовательская работа.
Опыт 1: «Вода бесцветная». На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
- Какого цвета молоко? (белого).
- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
- Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 2: «Вода может изменить свой цвет».
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.
- я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в не добавили.
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).
Опыт 3: «Вода может принимать любой вкус»
- давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. (сахар, соль) Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Опыт 4: «Вода не имеет запаха»
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- ни будь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у нет запаха.
О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
- Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше.
Опыт 5:«Вода может замерзать»
Налить воду емкость с широким горлышком и выставить на мороз. Через некоторое время занести в группу. Рассмотреть с детьми что стало с водой. Потрогать пальчиками. Постучать.
Вывод: вода замерзла и стала твердой.
Опыт 6: «Снег тает и превращается в воду»
Во время прогулки набрать в детское ведерко снег и занести в группу. После сна посмотреть, что стало со снегом.
Вывод снег в теплом помещении растаял и превратился в воду.
Опыт 7:«Какой формы вода?»
Взять узкую баночку и наполнить её водой. Перелить эту воду в широкую баночку. А теперь разлить воду в тарелочку. Она растеклась лужицей).
Вывод: вода не имеет форму и принимает ту форму в чём она находиться.
Опыт 8:«Фильтрование воды»
Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? (она грязная).
-Существуют разные способы очистки воды. Сейчас мы будем очищать воду. (Взять воронку, носовой платок, вату и ёмкости для воды, сделать фильтр).
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим.
Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами, только такая вода полезна для здоровья. Оборудование: воронка, носовой платок, вата, ёмкости для воды
Приложение № 2
Викторина «Безопасный водоём»
Цель: закреплять представления детей о воде; развивать познавательный интерес детей к природе, природным явлениям; предупредить травматизм и несчастные случаи, связанные с осенним ледоставом.
Ход ВИКТОРИНЫ:
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем будет наш с вами разговор, вы должны отгадать загадку:
Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода) Правильно, вода.
Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замирает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
В дом туманом к нам вползает
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли что вода - Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Сегодня мы проведём с вами викторину и разделимся на 2 группы. Готовы к соревнованиям? Очень хорошо.
Первое задание для команд: необходимо назвать, где мы можем встретить воду? Отвечать будем по очереди, за каждый правильный ответ команде присуждается одно очко.
Задание 1. «Назови, где можно встретить воду» (Лужа, море, океан, река, озеро, болото, ручей, родник, водопад, водопроводный кран, колодец; дождь, снег, град, пар, туман.)
Воспитатель. А сейчас каждая команда должна загадать команде соперников загадки про воду.
Задание 2. Загадывание загадок о воде
1 команда.
1) Шёл долговяз, В сыру землю увяз (дождь).
2) Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло (снег).
3) Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт, Заплачет она и умрёт (сосулька).
4) Бегу я как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по песенке 20 Узнаете меня (ручеёк).
5) Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная (озеро).
2 команда.
1) Без пути и без дороги,ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле, Только ноги на земле (дождь).
2) Зимой в поле лежал, А весной в речку побежал (снег).
3) Сели детки на карниз И растут всё время вниз (сосульки).
4) В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка (ручеёк).
5) Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги (болото).
Воспитатель. Кто мне скажет, какими свойствами обладает вода?
Дети. Не имеет цвета, запаха, вкуса, не имеет постоянной формы, растворяет некоторые вещества. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает схемы со свойствами воды.)
Воспитатель. Третье задание для вас будет состоять в том, чтобы доказать, действительно ли, вода не имеет постоянную форму и растворяет некоторые вещества.
Задание 3.
Опыты с водой 1 опыт. Наливание воды в разные сосуды.
2 опыт. Растворение в воде сахара, соли.
Воспитатель. Молодцы!
Доказали все утверждения. А почему вы сказали, что в воде растворяются лишь некоторые вещества, ведь у вас и соль, и сахар растворились? Что не растворяется в воде? (Песок, земля, глина.) Провести опыты.
Воспитатель. Смотрите, песок осел на дне баночки. Часть земли и глины растворились в воде, а часть также осела на дне.
Мой следующий вопрос для участников викторины: какие три состояния воды вы знаете?
Дети. Жидкое, твердое, газообразное.
Воспитатель. Сейчас я загадаю вам загадки о всех состояниях воды, а вы должны их отгадать.
Задание 4.
Назвать состояние воды, отгадав загадку
1. Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река).
2. Его полным-полно зимой. Так скользко - не дойдешь домой. На речках и прудах встает прозрачный, хрупкий, чистый … (лёд)
3. Много этого добра возле нашего двора,
А рукою не возьмешь и домой не принесёшь (туман).
А теперь ответьте, вода в реке находится в каком состоянии?
Дети. В жидком.
Воспитатель. Какое состояние принимает вода, когда превращается в лёд?
Дети. Твёрдое.
Воспитатель. Какое состояние имеет вода, когда мы видим её в виде тумана?
Дети. Газообразное.
Воспитатель. Где еще можно увидеть пар?
Дети. Над кипящим чайником.
Воспитатель. Верно.
А теперь следующее задание нашей викторины: необходимо назвать, какую пользу приносит человеку вода.
Задание 5. «Назови, какую пользу приносит человеку вода»
Воспитатель. Молодцы, знаете, чем полезна для нас вода.
Если руки наши в ваксе,
если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды – жить нельзя нам без воды!
Но вы знаете, что вода может и навредить человеку?
Дети. Нет.
Воспитатель. Какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Воспитатель. А что происходит с водой зимой?
Дети. Замерзает.
Воспитатель. В осенне-зимний период многие водоемы (реки, озера) покрываются льдом, начинается ледостав. И появляется возможность покататься на коньках, поиграть в хоккей, заняться подледной рыбалкой, да и просто ради спортивного интереса перейти на другой берег водоема. Вот тут-то и подстерегают смельчаков опасности - прежде всего риск провалиться под лед и оказаться в студеной воде. А вот чтобы этого не произошло, надо следовать правилам.
Задание 6 «Следующее задание командам: назвать правила перехода через водоёмы, когда на них образуется лёд.
Первая команда расскажет, как нужно вести себя, если вам необходимо перейти через замёрзший водоём, а вторая – о том, как надо поступать, если вы все-таки провалились под лёд?
Подведение итогов викторины.
Воспитатель. Я надеюсь, что после нашего разговора, вы будете осмотрительнее, внимательнее расскажите об этом родителям, и ничего плохого с вами не случится.
] Работа с родителями:
Советы родителям от детей
Мамы, папы, бабушки и дедушки!
Не позволяйте нам:
1. Ходить на водоёмы без взрослых.
2. Играть самим на берегу водоёма.
3. Играть у обрывов водоёмов.
4. Подходить близко к мелким водоемам.
5. Кататься на льдинах, плотах, бревнах, досках во время паводка.
6. Подходить близко к бочкам с водой, колодцам.
Не оставляйте нас:
1. Одних в наполненной ванне.
2. У воды без присмотра.
3. На неокрепшем льду.
БЕРЕГИТЕ НАС!