Юлия Эргашалиевна Курачинская
Без музыки нет воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькому и взрослеющему ребенку необходима помощь в умении видеть и понимать прекрасное.
Красота присутствует в природе, труде, искусстве. Видя всё это ребенок должен научиться волноваться, радоваться, не оставаться равнодушным к хорошей картине, памятнику, к русской песне, к музыке.
Ребенок, которому в детстве открыли дверь в мир прекрасного, в дальнейшей жизни будет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир прекраснее, многостороннее, добрее. Особенно развивает все эти качества музыкальное сопровождение.
Публикация «Без музыки нет воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Воспринимая музыкальные образы, ребенок глубже чувствует и осваивает окружающее. Музыка будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию; формирует художественный вкус.
Большую помощь ребенку может оказать семья: именно семья должна помочь ребенку полюбить и понять прекрасную музыку.
Многие родители считают, что музыку могут понять только одаренные дети, только таким детям интересна музыка, а если ребенок не испытывает интереса к этому, ему необязательно музыкальное воспитание.
Родителям необходимо помнить, что детей не восприимчевых к музыке нет, каждый здоровый ребенок эмоционально реагирует на неё, а она воздействует на общее развитие и духовный мир ребенка. На нас взрослых лежит ответственность за то, чтобы каждый ребенок подружился с музыкой, которая поможет обогатить его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.
Как работать над музыкальном воспитании ребенка в семье?
Как научить его не только слышать, но и слушать музыку?
Прежде всего необходимо создать условия, формирующие художественный вкус, отводить время знакомству с музыкой, песней.
И, конечно, велик личный примет членов семьи, их собственное отношение к музыке.
Можно всей семьёй послушать произведения Чайковского, Прокофьева. После прослушивания побеседуйте друг с другом, ребенок пусть прослушает ваши мысли, суждения, впечатления. Малыш невольно заражается вашими эмоциями, настроением. Если это происходит постоянно, музыка не оставит его равнодушным.
Утомительна дорога в детский сад? И её можно с пользой пройти: взрослый пропевает мелодию песни без слов, а ребенок отгадывает, что это за песня. Затем меняются ролями.
Чем чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятней им музыкальные образы, она становится постоянным спутником их детства, взросления.
Мама поёт колыбельную песенку — малыш замирает, успокаивается, вслушиваясь в протяжную, напевную мелодию. Играет веселая музыка и ребенок начинает с радостью прыгать, бегать, приплясывать.
В 1,6-2 года он выражает своё настроение в пении, движении, он как бы сочиняет свои песни, танцы. В этом детей надо поддерживать взрослым, иногда помогать запоминать, повторять и обогащать мелодии и слова «сочинённого». В семье должны интересоваться чему учат ребенка на музыкальных занятиях в детском саду. Необходимо вызывать у него желание и дома петь те песни, те же движения, которые он учил в детском саду.
В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки. Оно развивает у детей эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических и этических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребенке будет воспитан культурный слушатель в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, но часто необдуманным действием, резким словом мы убиваем в ребенке зараждающийся интерес к музыке.
Какие произведения можно рекомендовать для слушания детям?
Присматривайтесь к своему ребенку, его возрасту, внутреннему состоянию и слушайте те произведения, которые ценны своей методичностью, напевностью, повторами мелодических рисунков, заставляющих ребенка волноваться и запоминать мотив, обогащать детские представления, углублять их чувства.
С детьми необходимо посещать музыкальные спектакли, заранее познакомить их с содержанием, добрых и злых сил в сюжете, счастливый итог; обратить внимание на декорации, костюмы, игру актеров. В семье обязательно должны присутствовать музыкальные инструменты — доброжелательные спутники в жизни ребенка, его музыкальном развитии.
Для совсем маленьких — модели музыкальных инструментов — не озвученные. Используя «немую» клавиатуру, малыш напевает любимую песенку, мелодию. Игрушки, изображающие животных и подражающие их голосам. Они полезны тем, что дети учатся различать звуки по тембру, различению звука по высоте.
Для более старших дошкольников — инструменты со звуком не фиксированной высоты: бубен, погремушка, барабан и инструменты с точным по высоте рисунком: дудочка, треугольник, рожок.
Необходимы игрушки, которые представляют собой настоящую озвученную модель музыкальных инструментов, построенных на определенном звукоряде: металлофоны, центры, аккордеоны, флейта, триола, пианино.
Эти игрушки способствуют организации настольных музыкально-дидактических игр, во время которых дети тренируют звуковысотный слух, музыкальную память, чувство ритма. Они помогают не только заполнить досуг ребенка, но и приучают его целесообразно использовать свое время, содействуют воспитанию у детей целого ряда положительных качеств: упорства, настойчивости, усидчивости, активного внимания, выдержки, воли.
Родителям необходимо знать правила о детском слухе и голосе:
громкие, резкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту, чувствительность;
крикливый разговор, форсированное пение создают напряженность голосового аппарата ребенка;
преобладание в дошкольном возрасте поверхностного, «неорганизованного» дыхания;
длинные музыкальные фразы требуют глубокого, сильного дыхания — это вредно для ребенка.
Зная обо всех особенностях наших детей, взрослые должны понимать ответственность за музыкальное воспитание ребенка.