Асель Кветкина Кушербаева
Развитие циклических представлений у дошкольников при формировании начальных представлений о здоровом образе жизни
▼ Скачать
Развитие циклических представлений у дошкольников при формировании начальных представлений о здоровом образе жизни.
Составила:
Кветкина Асель Маратовна
Воскресенск
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста.
Публикация «Развитие циклических представлений у дошкольников при формировании начальных представлений о здоровом образе жизни» размещена в разделах
Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Воспитание у детей навыков здорового образа жизни играет важнейшую роль в охране их здоровья. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Взрослый, который всерьез задумывается о развитии ребенка, должен задать себе вопросы: какие именно способы действия находятся в зоне ближайшего развития дошкольника; в каких действиях, жизненно ценных для дошкольника, скрываются зачатки умного и творческого действия взрослых. Еще вопрос: что именно должен делать взрослый, чтобы эти способы действия не исчезали, просто заменяясь взрослыми способами действия, а именно развивались? Что именно имеет смысл поддерживать и развивать в ребенке, чтобы помочь ему полноценно и продуктивно прожить детство?
Ответ, звучит так: надо помочь ребенку обнаруживать и понимать процессы развития в окружающем мире.
Одно из проявлений процессов развития – это циклические процессы, в которых объект превращается в свою противоположность, а затем возвращается к первоначальной точке, но на новом витке. К циклическим процессам относятся, например, временные циклы – суточные, годовые и пр. Во временных циклах четко видна структура перехода противоположностей. Так, день и ночь задают крайние полюса, утро и вечер представляют собой переходы, причем разнонаправленные: в одном случае день становится ночью, в другом – ночь становится днем. Наступающее утро – это тоже утро, как и предыдущее, но при этом оно другое.
Циклическую структуру имеют также действия человека внутри временных циклов. Так, например, внутри суточного цикла : днем человек бодрствует, ночью спит, утро и вечер – переходные моменты суток.
Ребенок с рождения погружен в циклические процессы – чувства голода и насыщения, процессы создания и разрушения (вспомним, что дети любят не только строить куличики, но и разрушать их) постоянно сменяют друг друга. Эти процессы остро интересны для него, свидетельство тому – постоянные детские вопросы, которые ребенок обращает взрослому, стараясь сделать окружающий мир более предсказуемым : когда наступит воскресенье или завтра? когда наступит новый год или день рождения? Взрослые постоянно обращают внимание на циклические изменения, чтобы сделать жизнь ребенка более предсказуемой.
Циклические представления позволяют ребенку видеть закономерную повторяемость происходящих вокруг него процессов, видеть неслучайность в последовательности событий. Поскольку циклические процессы являются повседневностью жизни ребенка, можно ожидать, что соответствующие им циклические представления создают рамку, каркас для становления процессов творческого мышления у дошкольников. Важно, однако, понять, насколько такие циклические представления сформированы у дошкольников. Казалось бы, для старших дошкольников уже очевидна смена времен суток и года, они легко совершают обратимые действия : одеваются и раздеваются, убирают за собой игрушки и пр. Кроме того, взрослые постоянно говорят с детьми и о времени суток, и временах года, и о последовательностях совершаемых действий (сначала мы наденем ботинки, потом шапку; утром мы пойдем в детский сад, а вечером я тебя заберу из сада; летом мы поедем на море и пр.). Однако, как показали, в частности, исследования Н. Н. Поддъякова, то, что ребенок буквально погружен в процессы изменения и развития, еще не ведет автоматически к тому, что у ребенка формируется соответствующая система представлений.
С детьми проводились занятия, направленные на развитие циклических представлений. В процессе деятельности было дано задание в формате индивидуально работы.
Замыкание цикла : Результаты выполнения задания показывают, как трудно удержать структуру цикла. Важно отметить, что дети сами создавали наглядную модель для изображения циклических отношений.
Н. М. Амосов сказал: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Учитывая, что здоровье на 50% зависит от самого человека, его образа жизни, я решила научить детей самих заботиться о своем здоровье, вооружить их знаниями и умениями необходимыми для формирования привычки здорового образа жизни, исходя из этого, наметила следующие задачи:
• Учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм;
• формировать представления о строении и работе человеческого организма;
• сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Задание: «Мой здоровый день». Детям предлагалось создать цикл «Мой здоровый день», иллюстрациями для которой послужат картинки ребенка в разное время суток. Педагог просит каждого ребенка нарисовать себя в 4 рисунках (ночном, утреннем, дневном и вечернем, причем ребенок сам выбирает, какими именно действиями он обозначит разное время суток. Это задание направлено на формирование умственных действий замыкания, сериации и обращения, однако важно, что это предлагается выполнить на материале событий из жизни ребенка. Ловушка в том, что опять же, детям не так легко придумать действия, которые маркируют именно утро и вечер, например, дети говорят, что вечером они спят или что утром играют. На практике детям очень понравилась идея создавать свой здоровый день и то, что можно выбирать то занятие, которое будет представлять утро, вечер, день и ночь. Педагог мог задавать проблемные вопросы не в искусственном формате «занятий», а в живом диалоге, как соавтор, заинтересованный в том, чтобы в этот день попали картинки с действиями действительно значимые для здоровья. Все циклические дни получились разными. Дети с восторгом рассматривали и обсуждали их.