Юлия Рябова
Литературная гостиная «Мир поэзии» в подготовительной группе детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение творческого потенциала у детей с ТНР и родителей через игровые формы импровизаций, внутренней свободы в процессе совместного взаимодействия.
Задачи:
1. Совершенствовать звуковую культуру речи, активизировать словарь детей с ТНР, интонационный строй, диалогическую речь.
2. Формировать у детей с ТНР простейшие образно-выразительные умения.
3. Учить имитировать характерные движения героев.
4. Совершенствовать артистические навыки детей с ТНР в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Публикация «Литературная гостиная „Мир поэзии“ в подготовительной группе детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Развить у детей с ТНР интерес к театрально-игровой деятельности.
Оборудование и материалы: портреты поэтов, мольберты, иллюстрации детей к стихотворениям, презентация, мультимедийный проектор, медали за участие детям.
Предварительная работа:
1. Осведомление родителей о проведении творческого вечера, к которому необходимо подготовить, совместно с ребенком, стихотворение с иллюстрацией, исполнить поэтическое произведение на литературно-театрализованном вечере.
Приветствуется:
- интонационная выразительность речи;
- использование театральных выразительных средств (мимики, жестов, поз, движений);
- использование атрибутов для образа;
- умение держаться на публике;
2. Просмотр с детьми презентаций о театре (слайдовая презентация с загадками о театре).
3. Сюжетно-ролевая игра "Театр"
4. Проведение комплексов упражнений на дыхание для профилактики сбивчивости речи и волнения при чтении стихов.
5. Проведение комплекса артикуляционных упражнений.
6. Проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Ход мероприятия
СЛ. 1 Логопед: Сегодня мы собрались дружной компанией, чтобы весело провести этот день. Вижу у вас хорошее настроение! Чтобы оно было еще лучше, давайте начнем!
– Мы приглашаем вас в удивительный мир поэзии!
Мир поэзии - это праздник!
Для души колокольный звон!
Нас манит он к себе и дразнит,
Словно сказка, волшебный сон!
Тот, кто душу стихами питает,
Не способен на подлость и грех.
Пусть поэзия вас вдохновляет
На любовь, веселье и смех!
СЛ. 2 Воспитатель:– Ребята, а Вы знаете, что такое поэзия? (Стихи)
– Да стихи. Это слова, сложенные в рифму. Стихами можно рассказать обо всем на свете. Ведь недаром говорят, что поэзия – это удивительный, огромный, волшебный мир.
Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь!
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир – любой, -
Подвластно все поэзии, - Попробуй!
И дверь в ее страну скорей открой! (Е. Некрасова)
– Откуда же берется поэзия, кто пишет стихи?
-Дети отвечают : «Стихи пишут поэты»
– В нашей "Гостиной" присутствуют портреты поэтов?
-Дети отвечают: «Да».
Воспитатель: Да, это портреты поэтов, стихи которых вы разучили. Какие вы молодцы!
– Когда вы выступаете, читая стихотворение, исполняя песню или показывая сценку, вы кем сразу становитесь? (Артистами)
– Если артист играет в спектакле, то он становится? (Актером)
Где актеры, и актрисы,
Где есть сцена и кулисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались все, наверно? (театр)
СЛ. 3 Логопед: Ребята, мы сейчас создадим свой импровизированный мини-театр. Что для этого нужно, вы мне сейчас поможете. Слушайте загадку, а отгадав ее, увидим то, что должно быть в театре.
СЛ. 4 1. В кинотеатре – широкий экран,
Вцирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая – … (сцена)
(дорожка, имитирующая сцену театра)
СЛ. 5 2. Завеса тайны открывается,
Спектакль сразу начинается. (занавес)
(две стойки с красной тканью)
СЛ. 6 3. Чтобы сцену освещать правильно, отменно –
Осветительный прибор нужен непременно:
Чтоб прошло все на "Ура!", свет дают … (прожектора)
СЛ. 7 4. Яркий плакат, что на тумбе висит,
В планы театра легко посвятит.
Скажет он нам о грядущей премьере,
Чтоб распахнулись театра нам двери. (афиша)
СЛ. 8 5. А в театр входа нет,
Предъявите-ка … (билет)
СЛ. 9 6. Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит,
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор вид профессии –. (актер)
СЛ. 10 7. Он в пьесе роли не играет,
Он за актером наблюдает.
Забудет кто-то роль едва –
Подскажет нужные слова. (суфлер)
СЛ. 11 8. Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
А актерами нашего импровизированного мини-театра "Лучик" будите вы-дети. Я знаю вы подготовили не просто стихи, а еще и иллюстрации к ним.
Воспитатель: Кто в театре был однажды, не забудет никогда.
Сцену, занавес, актеров – а на сцене – чудеса.
Настоящего таланта видно всем издалека.
Тишина летает в зале, начинается игра!
Каждый выйти рад на сцену - театральная мечта!
Поклонились, разбежались, в восторге зрители остались.
– Да, в театре все возможно, побывать везде в нем можно.
Логопед: Ну что ж, начнем! На сцене нашего мини-театра "Лучик" дебют!
СЛ. 12 Приглашаются дети, которые рассказывают стихи.
«Лес осенью»
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И хвостом мелькая, белка,
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
«Улетает наше лето»
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли
Всё летит
Должно быть, это
Улетает наше лето.
«Небо голубое, яркие цветы»
Небо голубое, яркие цветы,
Осень золотая чудной красоты.
Сколько солнца, света, нежного тепла,
Это бабье лето осень нам дала.
Рады мы последним теплым, ясным дням,
На пеньках опятам, в небе журавлям.
Будто бы художник смелою рукою
Расписал березы краской золотой,
А, добавив красной, расписал кусты
Клёны и осины дивной красоты.
Осень получилась- глаз не оторвать!
Кто еще сумеет так нарисовать?
«Осень»
Падают, падают листья
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают-
Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
«Стихотворение про осень»
Вот и осень наступила,
За окошком листопад,
И деревья примеряют
Золотистый свой наряд!
Соберу букет из листьев,
Его маме подарю,
Мама будет улыбаться,
Осень, я тебя люблю!
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий…
Хороши, они поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет.
Воспитатель: Вам понравились стихи? Когда зритель доволен, он громко аплодирует. Давайте поаплодируем нашим артистам.
Музыкально-ритмичная игра "Аплодисменты"
– А вы знаете, что аплодировать можно по-разному? Мы сейчас будем хлопать не просто, а творчески.
– Итак, повторяйте все за мной! (Хлопки можно выстукивать ритмично, придумывая ритм на ходу; хлопки передавать по кругу, начиная с ведущего, соседу справа, а затем в другую сторону, хлопать можно то ускоряя, то замедляя темп или громкость и т. д.)
Логопед: Молодцы ребята. А сейчас мы послушаем ребят, которые расскажут, какая же природа в это чудесное время года- осень.
СЛ. 13 Дети читают стихи.
«Осенний букет»
Больше нет цветов в бору
И в лесу раздетом.
Желтых листьев соберу
Пышные букеты.
Я домой их принесу,
Или стол украшу.
И нарядно, как в лесу,
Станет в доме нашем.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце Света и тепла.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
«Проказница осень»
Осень в лужу наступила-
Ворох листьев уронила.
Ей шепнула тихо лужа:
-Ты,подруга, неуклюжа!
Осень шлепнулась у кочки
И рассыпала грибочки,
А потом как дунет вдруг-
Птицы бросились на юг.
Пролилась дождем на лес-
Бедный мишка спать полез.
Льдом подернулась вода.
Все попрятались беда.
Ирина Гурина
«Осенние листочки»
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые.
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые.
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспаров
«Грибной сезон»
Ура! Мы едем к бабушке в деревню!
Там сеновал, парное молоко,
Там звёзды ночью на деревьях дремлют,
И Вейка-речка, и сосняк недалеко.
Там по утрам – туман, как покрывало,
А воздух, говорят, – сплошной озон.
Но главное, мне мама обещала,
Что в лес пойдём, сейчас – грибной сезон.
Раскрыл Энциклопедию грибную –
Написано всё взрослым языком.
А в бабушкиной книжке всё пойму я,
С грибами я не очень-то знаком.
Хочу узнать о них не понарошку:
Какие собирать, какие – нет.
Я изучу «Бабулино лукошко»
И разгадаю всех грибов секрет!
Фриада Полак
Логопед: Молодцы ребята! Так прекрасно слушать и представлять красивые осенний пейзажи. Аплодисменты этим артистам.
А сейчас давайте поиграем в игру «Ручейки -озера». (Дети делятся на две команды. По сигналу ручейки, под музыку, построившись в две колонны и положив руки на плечи впереди стоящего ребенка, двигаются по залу. На сигнал –озера, строятся в круг, взявшись за руки.)
Воспитатель:Можно присесть на свои места. Посмотрите на экран, приготовьте ушки мы с вами сейчас окажемся в осеннем лесу, там мы услышим много разных звуков.
СЛ. 14 Показ презентации «Звуки в осеннем лесу».
-Какие звуки вы услышали?
-Пение, каких птиц мы сейчас услышали?
СЛ. 32 Дети читают стихи про осенний лес.
«Лесной календарь»
На дворе уже не жарко
Но сентябрь месяц яркий
Он деревья все подряд
В золотой одел наряд.
Несмотря на всю красу
Опустело всё в лесу
Зарядили вдруг дожди
В октябре тепла не жди.
Тамара Крюкова
«В лесу»
Осенний пожар полыхает в лесу,
Плывут паутин волоконца,
Тяжелые капли дрожат на весу,
И в каждой по целому солнцу.
Какой нерушимый сегодня покой,
Как тихо планируют листья…
Хочу вороха их потрогать рукой,
Как шкурку потрогала б лисью.
Как много их — рыжих, лиловых почти,
коричневых и золотистых.
Слетают на плечи, лежат на пути,
Трепещут на кронах сквозистых.
Торжественной бронзой покрыты дубы,
Горят фонари-мухоморы…
Я нынче с рассвета пошла по грибы,
Бродить по глухим косогорам.
Брожу — и нет-нет да присяду на ствол,
К осенней прислушаюсь речи.
Почудилось — кто-то по лесу прошел.
Не ты ли прошел недалече?
Брожу — и нет-нет да тебя позову,
Молчанье лесное развею.
Мне эхо ответит, лукавя: ау…
А я вот возьму и поверю!
Вероника Тушнова
«Ходит осень по дорожке»
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый –
Кленовый.
В. Авдиенко
«Славная осень»
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н. Некрасов
"Дождик, дождик, кап да кап. "
Дождик, дождик, кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не капал бы на мам -
Приходил бы лучше к нам:
Папам - сыро, мамам - грязно,
Нам с тобою - рас-пре-красно!
«Осень наступила, высохли цветы…»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
А. Плещеев
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый,
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
И. Могилёвская
Воспитатель: Какие замечательные стихи прочли ребята. Вы можете занимать свои места. Вот и подходит к концу наша Литературная гостиная. Вам понравилось ребята?
-Дети отвечают : «Да»
А теперь мы хотим наградить всех участников как настоящих артистов аплодисментами, давайте похлопаем друг другу и примите небольшие презенты на память- медальки.