Фания Курмашева
Проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Старокулаткинский детский сад №1 «Гульчачак»
Детство без границ: опыт организации инклюзивного образования и инновационные технологии коррекционной педагогики
Логопедический проект
«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников".
Подготовила: учитель-логопед
Курмашева Фания Мунировна
2022-2023 год
р. п. Старая Кулатка
Содержание
Введение…2
1. Информационная карта проекта….3
2. Актуальность…3
3. Цели и задачи проекта….4
4. Предпологаемые результаты…. 5
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
5. Этапы проекта …. 6
Итоги проекта… …7
Литература…8
Приложение….…9
Информационная карта проекта
Название проекта: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников".
Вид проекта: информационно – практический.
Срок реализации проекта: среднесрочный (сентябрь 2022 г. – май 2023 г.)
Предметная область: межпредметный проект (познавательное развитие, речевое развитие, рисование, игра).
Место проведения: МДОУ Старокулаткинский детский сад №1 «Гульчачак»
Участники проекта: дети старшей логопедической группы №2 «Ромашка» МДОУ Старокулаткинского детского сада №1 «Гульчачак», педагоги ДОУ (учитель – логопед, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Актуальность.
В последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих речевые нарушения. Как показывает практика, чаще всего у детей в той или иной степени нарушено звукопроизношение. Дошкольники неправильно произносят звуки, заменяют их на другие, более простые по артикуляции. Некоторые дети могут вообще пропускать трудные для произнесения звуки.
Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с раннего возраста, полезно проводить спе-циальную артикуляционную гимнастику. Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.
Человек правильно произносит звуки благодаря хорошей подвижности, точности, силе и координации органов артикуляционного аппарата (язык, губы, щёки, мягкое нёбо, нижняя челюсть). У дошкольников эти движения еще недостаточно сформированы. Они развиваются в процессе речевой деятельности, постепенно. Порой для этого нужны длительные тренировки, упражнения для органов артикуляционного аппарата.
Коррекцию недостатков произносительной стороны речи необходимо начинать как можно раньше, еще до того, как ребенок поступит в школу. Причин для этого множество. Вот некоторые из них:
- дефекты звукопроизношения оказывают негативное влияние на эмоциональное и психическое состояние ребенка, мешают полноценному общению со сверстниками и взрослыми;
- ребенок может стать молчаливым, замкнутым из – за своего недостатка;
- неправильное произношение звуков приводит к ошибкам на письме, мешает школьному обучению в целом;
- у детей с дефектами речи часто бывает заниженная самооценка.
Неправильное произношение звуков прочно закрепляется в речи и может сохраниться на всю жизнь. Без специальных занятий с логопедом данный речевой дефект нельзя устранить. Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в ходе игр, упражнений, артикуляционной гимнастики, логопедического массажа.
Одним из эффективных средств по устранению дефектов звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработку подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Целью артикуляционной гимнастики является формирование точных движений и определённых положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Опыт исследователей по данной теме и собственная практика показывают, что артикуляционная гимнастика - это основа, на которой строится работа по исправлению недостатков звукопроизношения у дошкольников. Артикуляционная гимнастика проста в проведении, а также интересна для детей. Ее могут проводить как педагоги, так и родители. Упражнения преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций в случае неудачи. Все движения и артикуляционные позы, необходимые для постановки тех или иных звуков формируются путем зрительного подражания.
Поскольку нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи и имеют нарушения звукопроизношения всех групп звуков, то работа по развитию артикуляционной моторики является актуальной. Так появилась идея создания проекта «Артикуляционная гимнастика для малышей».
Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Задачи:
1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.
2. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.
5. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Предполагаемый результат.
1. Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.
2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства педагогов детского сада.
Дети получат знания об органах артикуляции, научатся выполнять различные артикуляционные упражнения с помощью зрительной опоры и без нее. Движения языка и губ у дошкольников станут более точными, сильными, координированными. Благодаря этому будет сформирована база для постановки звуков и дальнейшей их автоматизации. Кроме этого у детей расширится словарный запас за счет введения новых, ранее незнакомых слов. Систематическое использование артикуляционной гимнастики повысит эффективность коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников. У детей улучшится состояние звукопроизношения.
Роль родителей в реализации проекта.
1. Проведение артикуляционной гимнастики с детьми дома.
2. Совместное с детьми сочинение сказок о «Веселом язычке».
3. Рисование иллюстраций к сочиненным сказкам.
Продукт проекта:
1. Создание картотеки «Артикуляционная гимнастика».
2. Создание презентаций для проведения артикуляционной гимнастики.
3. Оформление альбома «Артикуляционная гимнастика» с комплексами упражнений для разных групп звуков.
4. Изготовление пособий для проведения артикуляционной гимнастики (карточки и кубики с картинками – символами, схемы).
5. Буклет для родителей «Артикуляционная гимнастика для малышей»
6. Сборник «Артикуляционные сказки».
Этапы проекта:
1. Подготовительный
2. Практический
3. Заключительный
Название этапа Сроки Содержание работы
1. Подготовительный Сентябрь
2020г. - Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
- Проведение диагностики. Выявление нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики у детей.
- Подготовка и изготовление пособий и дидактических материалов, презентаций.
- Подбор консультаций, памяток, рекомендаций для воспитателей.
- Рекомендации, памятки, консультации для родителей по использованию артикуляционной гимнастики в домашних условиях; Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;
- Подбор и разработка комплексов артикуляционной гимнастики с учетом недостатков звукопроизношения детей для проведения в группе и дома.
1. Основной (практический) Октябрь-апрель 2021г. - Знакомство детей со строением артикуляционного аппарата по картинкам, плакатам, через логопедические сказки.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с использованием артикуляционной гимнастики.
- Разучивание с детьми комплексов артикуляционной гимнастики с использованием презентаций, картинок, карточек, сказок, игр.
- Консультации, рекомендации для воспитателей о значимости и методике проведения артикуляционной гимнастики; Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий) ;
- Выступление на родительском собрании с сообщением на тему «Для чего нужна артикуляционная гимнастика и как ее проводить дома?»
- Сочинение сказок о Весёлом язычке в группе и дома (с родителями).
- Рисунки по теме.
- Индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, практикумы для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми.
- Оформление стендовой информации, буклетов для родителей (по теме проекта).
- Создание буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика для малышей»
1. Заключительный Май
2021г. - Диагностика артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей.
Выставка рисунков по теме проекта.
Сборник «Артикуляционные сказки».
Итоги проекта. Дети получат представления об органах артикуляции. Они познакомятся с различными артикуляционными упражнениями и научатся их правильно выполнять, также они смогут удерживать определённую артикуляционную позу по времени. Движения губ и языка у дошкольников будут более точными, координированными, сильными. Всё это поможет создать базу для постановки и автоматизации звуков у детей. У детей на заключительном этапе проекта появятся отсутствующие звуки, улучшатся состояние звукопроизношения. Дошкольники познакомятся с новыми словами, узнают их значение и употребление их в речи.
У родителей повысится интерес к работе по вопросам речевого развития детей, в частности - по формированию правильного звукопроизношеия. Родители будут знать, что такое артикуляционная гимнастика, познакомятся с правилами ее проведения. Они станут выполнять артикуляционные упражнения с детьми в домашних условиях, что поможет ускорить процесс коррекционной работы по звукопроизношению.
В процессе работы над проектом составляются картотеки и комплексы артикуляционной гимнастики для использования воспитателями и родителями, составляются сборник артикуляционных сказок, авторами которого станут родители и дети группы.
Список литературы
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Издательство АСТ. – 2006.
2. Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Автор/составитель: Лазаренко О. И. – М. : Издательство: АЙРИС – ПРЕСС. – 2011.
3. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой/ под ред. Л. С. Вакуленко. – Спб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.
4. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. – М. : Издательство: Детство-Пресс, 2013.
5. Волошина И. А. Артикуляционня гимнастика для девочек. – М. : Издательство «Детство – Пресс». – 2011.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп – топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М. : Издательство «Гном и Д», 2018.
7. Косинова Е. М. Уроки логопеда. – М. : Эксмо, 2007.
8. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. — СПб. : «Корона принт», 2005.
9. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2004.
10. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. - М. : Издательство «ГНОМ». – 2008.
11. Куликовская Т. А. Артикуляционная азбука. Гимнастика для губ и язычка. М. : Издательство «Карапуз». – 2005.
12. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М. : Издательство «ГНОМ». - 2007.
13. Нищева Н. В. : Веселая артикуляционная гимнастика. - М. : Издательство «Детство-Пресс», 2012 .
14. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. — СПб. : Каро, 2006.
15. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С. 16-22.
Приложение 1
Консультация для педагогов
«Использование артикуляционной гимнастики при коррекции нарушений звукопроизношения»
У дошкольников с речевыми нарушениями недостаточно развиты движения органов артикуляционного аппарата. Одной из форм работы по развитию артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика. Такая гимнастика проводится для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения. Из множества упражнений отбираются те, которые способствуют коррекции нарушенного звукопроизношения каждого конкретно взятого ребенка. Артикуляционная гимнастика проводится в определенной последовательности: начинаем с простых упражнений (например, «Улыбка», «Трубочка» и др.) и заканчиваем более сложными («Вкусное варенье», «Чашечка» и т. п.)
Все упражнения артикуляционной гимнастики проводятся целенаправленно, при этом важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Ребенка нужно научить выполнению правильных движений, выработать точность, силу, плавность, переключаемость с. одного движения к другому. Количество выполнений того или иного упражнения зависит от возможностей ребенка и его индивидуальных особенностей.
Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме, ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого комплекс упражнений отрабатывается несколько раз в день. На начальном этапе работы все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо и лицо взрослого, видел движения губ и языка и мог контролировать правильность выполнения упражнений. Когда ребенок научится выполнять движения правильно, зеркало можно убрать. Упражнения выполняются сидя, поскольку в таком положении у ребенка прямая спина, тело, руки и ноги не напряжены.
Каждое упражнение имеет свое название и обозначение (картинку – образ). Картинка-образ дается ребенку для того, чтобы он знал, какое упражнение нужно выполнять. Она служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений.
Учеными установлено, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи. Поэтому комплексы артикуляционной гимнастики можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения (артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой). Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т. д. Рука (с варежкой или без нее) помогает движению языка.
Родителям дается подробная инструкция по выполнению артикуляционной гимнастики, чтобы они могли правильно осуществлять контроль во время занятий дома. При таком выполнении упражнений у ребенка развиваются внимание, память, самоконтроль; он становится активным участником учебного процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.
Если ребенок выполняет какое- то движение неверно, то лучше не давать ему новые упражнения, а отработать старый материал.
Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:
• мимические упражнения;
• упражнения для губ;
• упражнения для языка;
• фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.
Важно помнить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, поэтому необходим индивидуальный подход к детям.
Приложение 2
Памятка для педагогов
«Артикуляционная гимнастика: цель и виды упражнений»
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 5-10 секунд.
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Артикуляционную гимнастику можно разделить на:
• Упражнения для нижней челюсти
• Упражнения для щёк
• Упражнения для губ
• Упражнения для языка
• Упражнения для мягкого нёба.
В работе с детьми можно использовать различные артикуляционные упражнения. Их можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.
Упражнения для нижней челюсти.
- «Птенчик». Широко открывать и закрывать рот, язык не высовывать изо рта.
- Имитация жевания с открытым и закрытым ртом.
- Движения нижней челюсти влево-вправо, вперед.
- «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и произнесением звуков «а» или «э» на твердой атаке.
- «Силач». Рот широко открыть, представить, что на подбородке есть груз, который надо поднять вверх. Постепенно закрыть рот, расслабиться.
Упражнения для щек.
- «Сытый хомячок». Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
- «Голодный хомячок». Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
- Имитация переливания воды из одной щеки в другую.
- Легкие щелчки кулачками или пальцами по надутым щекам.
Упражнения для губ.
- Покусывание и почесывание губ зубами.
- «Улыбка». Улыбнуться, не обнажая зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5 – 10 секунд.
- «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5 – 10 секунд.
- «Волчонок». Выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
- «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
- «Трубочка» («Хоботок»). Вытянуть губы вперед длинной трубочкой, удерживать под счет от 5 – до 10.
- «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
- «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
- «Недовольная лошадка» (вибрация губ – «фырканье» лошади).
- «Пятачок». Губы вытянуть трубочкой вперед, двигать ими вправо-влево, вращать по кругу.
- Чередование положений губ: «Улыбка – Трубочка», «Заборчик – Бублик».
«Рыбки разговаривают»: Вариант 1. Хлопать губами друг о друга. Вариант 2. Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
Упражнения для языка.
Статические упражнения для языка
- «Лопатка». Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- «Птенчик». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- «Иголочка» («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий, напряженный язык тянется вперед.
- «Горка» («Киска сердится».) Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- «Трубочка». Рот открыт. Язык вытянуть вперед, загнув боковые края вверх.
- «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка
- «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта (вправо – влево).
- «Качели». Рот широко открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку (вверх – вниз, либо к верхним и нижним резцам.
- «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- «Футбол» («Спрячь конфетку»). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «Чистим зубки». Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны. Язык при этом двигается вправо – влево.
- «Лошадка». Открыть рот, присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и быстро. Нижняя челюсть неподвижна.
- «Гармошка». Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, открывать и закрывать рот.
- «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка водить вперед-назад от верхних резцов до мягкого нёба.
- «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.
- «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
- «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
- «Индюк». Улыбнуться, открыть рот. Положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
- Позевывание с открытым и закрытым ртом.
- Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
- Полоскание горла (водой, киселем, соком с мякотью, кефиром).
- Резкое отрывистое произнесение гласных звуков: а-а-а; э-э-э и т. д.
- Покашливание (с широко открытым ртом; с высунутым языком).
- Надувание щек с зажатым носом.
- Надувание воздушных шариков, пускание мыльных пузырей.
Приложение 3
Памятка для педагогов по проведению артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя. Дети должны хорошо видеть лицо педагога. Сначала упражнения выполняем медленно, затем темп постепенно ускоряем.
2. В начале работы артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Позже зеркало можно убрать.
3. Артикуляционные упражнения проводятся в форме игры или с использованием игровых приёмов. Педагог называет упражнение и, используя игровые приемы, и показывает, как его нужно выполнять. Инструкция по выполнению упражнения дается поэтапно. Например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. - - Взрослый контролирует выполнение артикуляционных упражнений детьми. Он обращает внимание на точность и плавность движений, темп выполнения, переход от одного движения к другому.
4. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
5. Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не принесет пользы. Взрослый должен удерживать ребенка от беспорядочных и быстрых движений речевых органов, фиксировать артикуляционную позу, выполняемую ребенком, под счет.
6. Во время проведения артикуляционной гимнастики подбадривайте ребенка, не акцентируйте внимание на неудачах.
7. Важно помнить: выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы. Упражнения нужно проводить ежедневно, не менее двух раз в день. Подбор комплекса артикуляционных упражнений зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Приложение 4
Консультация для родителей «Значение артикуляционной гимнастики для правильного звукопроизношения»
Для того, чтобы малыш научился правильно произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать определенное положение, без затруднений совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, щек, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Почему важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? Этому есть объяснение. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой и письмом, а в дальнейшем - отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно осознают свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
Подвижность и точность работы органов артикуляции - одно из главных условий правильного звукопроизношения. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу речи.
Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей речи ребёнка, подбирает задания для занятий с ним дома. Родители закрепляют то, что было сделано в группе логопедом и воспитателями. Без закрепления выработанные навыки могут потеряться за несколько дней, и тогда работу придётся начинать сначала.
Рекомендации по выполнению гимнастики для губ и языка:
1. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
2. Не сердитесь, если некоторые упражнения не будут получаться у ребенка с первого и даже второго раза. Если у малыша не получается какое - то движение, помогите ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем поднять язык вверх.
3. Упражнения выполняются перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать.
4. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 раз. При этом важно обратить внимание на правильность выполнения упражнений, а не на их количество.
5. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.